БЕНЗОБАК МОТОЦИКЛА «ТМЗ-5-952 ТУЛА»

Владельцы первой модели мотоцикла Тула» TM3-5.95 хорошо знакомы с теми сложностями, которые вызывает такой, казалось бы, «беспроблемный» узел, как бензобак. Замысел художественно-конструкторского проекта вошел в противоречие с технологическими возможностями завода — и как компромиссный вариант родился бензобак, состоящий из двух половин, консольно укрепленных на балке рамы.

Для полной выработки топлива они соединялись проходящим под балкой рамы шлангом, что вызывало определенные неудобства при демонтаже: нужно было сливать весь бензин. Но главная беда подстерегала владельцев после солидного пробега. В местах приварки к бензобакам кронштейнов крепления со временем появлялись трещины — и продолжение эксплуатации мотоцикла становилось проблематичным. Конечно, потребитель не обязан вникать в так называемую «кухню», ему важен результат, то есть добротная конструкция.

И дело чести конструкторов — избавить его от всех «вылезших на свет» неприятностей. Что и было сделано на модернизированной модели ТМЗ-5.952. При разработке однообъемного бензобака новой модели наибольшие трудности, естественно, вызывала все та же особенность проекта: глубокая посадка бака на балку рамы, в результате чего появились глубокие полости «а» и «б», расположенные ниже уровня «в».

Поэтому при выработке топлива из полости «а», имеющей бензокран, в полости «б» оставался бы значительный его запас. Казалось, самое простое решение — соединить объемы внешним топливопроводом. Но это грозило возвращением к первому варианту. Поэтому пошли по другому пути. Соединительный топливопровод разместили внутри бака. Один конец гибкого пластмассового шланга надет на верхний конец трубочки выработки основного объема топлива на 10... 15 мм, другой же конец топливопровода через ловитель направлен в полость «б».

Причем этот конец имеет косой срез, чтобы топливо могло свободно входить в отверстие топливопровода при любом его положении. Ловитель помогает при монтаже вставить шланг в полость «б». Конструкция работает следующим образом. Вначале рычажок топливного крана ставится в положение выработки основного объема. Топливо поступает в карбюратор через топливопровод, топливный кран и бензошланг. При выработке горючего из полости «б» рычажок топливного крана переводится в положение выработки резерва.

Тогда топливо будет поступать из полости «а» через трубку, бензокран и по бензошлангу в карбюратор до полной выработки всего объема. Иногда появляется необходимость в снятии бензокрана для его очистки или замены. Для этого, придерживая кран, необходимо отвернуть соединительную гайку. Последняя имеет правую и левую. Резьбы, что позволяет сиять кран, не вращая его (иначе топливопровод мог бы крутиться, и тогда извлечь его из бензобака очень трудно). Таким образом, процедура демонтажа крана не отличается от обычной.

А вот при установке его на место надо знать некоторые тонкости. Вначале следует отделить от него топливопровод. Затем взять отрезок металлической проволоки чуть длиннее шланга и продеть его через топливопровод на всю длину. Один из концов проволоки (с надетым топливопроводом) через штуцер топливного бака вводится в раструб ловителя до тех пор, пока проволока не упрется в изгиб.

После этого необходимо, придерживая топливопровод, извлечь проволоку на 15... 20 мм назад и, придерживая ее в этом положении одной рукой, другой подавать топливопровод внутрь топливного бака. Конец топливопровода по ловителю переместится в полость «б» бензобака. Выполнять эту операцию следует до тех пор, пока снаружи не останется примерно 60...70 мм шланга. Теперь можно извлечь проволоку. (придерживая шланг), наживить соединительную гайку на штуцер и натянуть конец шланга на трубу топливного крана на 10_15 мм.

При этом важно не переусердствовать. Конец топливопровода не должен касаться торца трубки выработки резерва, в противном случае топливо из полости «а» поступать не будет. Остается закрепить топливный кран, подав его до упора в соединительную гайку и затянув ее. Вновь предостерегаем — не вращайте топливный кран, это приведет к перекрутке топливопровода, и бензин поступать не будет! Теперь несколько слов о пробке бензобака. Все ее детали, кроме клапана и шарика, сделаны из бензостойкой пластмассы.

На крышке выполнен острый кольцеобразный поясок, который защемляет конец газоотвода, не давая ему выпасть. Корпус имеет кольцеобразный выступ с плоской поверхностью и внутренний кольцеобразный выступ с радиальными каналами, причем его высота несколько меньше высоты первого. На горизонтальной поверхности седла клапана сделаны каналы, а на конической — выступы, не позволяющие шарику прерывать доступ воздуха.

При выработке топлива внутренняя полость бензобака сообщается с атмосферой через специальное отверстие и каналы, образованные выступами и конической поверхностью седла клапана, а также по радиальным каналам через зазоры, отверстие в корпусе и газоотвод. При сильном наклоне или падении мотоцикла в действие вступает клапан, препятствующий вытеканию бензина. При этом шарик скатывается по конической поверхности седла клапана и толкает клапан, который, соприкасаясь с кольцеобразным выступом, прилипает к его поверхности и перекрывает сообщение полости бензобака с атмосферой. Второй кольцеобразный выступ оберегает тонкий клапан от деформации при гидроударе.

В дальнейшем при нормальной работе мотоцикла в вертикальном положении клапан открывается за счет разрежения в баке. Наружный конец газо- отвода закрепляется в отверстии резьбовой пробки рулевой колонки. Пробка бензобака выполнена неразборной, так что если вы услышите внутри нее стук шарика, не советуем пытаться найти воображаемую неисправность. Наоборот, стук шарика говорит о полной работоспособности. Технические решения, примененные при конструировании однообъемного бензобака и его пробки, признаны изобретениями.

(Автор: П. ТИТОВ, конструктор « Туламашзавода » им. В. М. Рябикова. источник журнал Мото)

Бензобак мотоцикла ТМЗ-5-952 «Тупа»

Рис 1. Бензобак мотоцикла ТМЗ-5-952 «Тупа»: 1 — корпус бензобака; 2 — горловина; 3 — топливный кран; 4 — бензошланг; 5 — соединительная гайка; 6 — ловитель; 7 — внутренний топливопровод; 8 — трубка выработки основного объема топлива; 9 — трубка выработки резерва топлива; 10 — штуцер топливного бака; 11 — резиновое уплотнительное кольцо; 12 — левый по ходу движения конец внутреннего топливопровода; 13 — рычажок топливного крана; 14 — газоотвод; 15 — пробка бензобака. На виде А крышка условно не показана.

Рис. 2. Пробка бензобака: 1 — крышка пробки; 2 — корпус пробки; 3 — уплотнительное резиновое кольцо; 4 — седло клапана; 5 — клапан; 6 — шарик; 7 — кольцеобразный поясок; 8 — кольцеобразный выступ; 9 — кольцеобразный выступ; 10 — канал; 11 — выступ; 12 — газоотвод; 13 — горловина бака; 14 — корпус бака.

Самодельные мотоциклы