РЕГУЛИРОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛА «ВОСХОД»

Регулировка коробки передач мотоцикла Восход. На протяжении всего времени эксплуатации в агрегатах мотоцикла происходят изменения, связанные с естественным износом деталей. Многолетний анализ отказов, специальные исследования и испытания показывают, что долговечность мотоцикла зависит, прежде всего, от правильности эксплуатации и выполнения рекомендаций по техническому обслуживанию и ремонту, изложенных в инструкции. Одна из первых работ, которую приходится выполнять после солидного пробега,— регулировка или ремонт коробки передач. Сигналом для этого служит появление рывков при езде на любой из четырех передач.

Неисправность объясняется малой площадью зацепления и смятием кромок на кулачках шестерен. Не спешите снимать двигатель с мотоцикла — в большинстве случаев можно обойтись без этого. Чаще всего рывки возникают при движении на четвертой передаче, а причина — повышенный осевой люфт (вдоль первичного вала) основной шестерни. Здесь действуйте следующим образом. Установите шестерни коробки передач в нейтральное положение.

Снимите крышку генератора, выньте шток выключения сцепления. Отогните загнутый на грань гайки сектор шайбы на зубчатке задней передачи и отверните гайку (учтите — резьба левая). Снимите шайбу, зубчатку (можно вместе с цепью) и регулировочные шайбы. Выньте распорную втулку с резиновым кольцом и извлеките сальник из картера при помощи специального приспособления. Постарайтесь провести эту операцию аккуратно, чтобы сохранить сальник. Выньте стопорное кольцо и регулировочные шайбы.

Теперь при помощи специальной оправки N1 (рис. 1) допрессуйте внутрь картера до упора обойму подшипника основной шестерни, как показано на рис. 2, обеспечив ее легкое вращение. Осевой люфт шестерни должен быть 0,3 мм. Эта операция также требует аккуратности. Обойму надо допрессовыаать несильными ударами по оправке: чрезмерное усилие может привести к поломке бурта в левой половинке картера.

На этом регулировку можно считать законченной. При сборке поставьте на место регулировочные шайбы, снятые в процессе разборки, и дополнительно установите такие же, чтобы заполнить пространство между обоймой и стопорным кольцом. Если рабочая кромка сальника имеет дефекты, его следует заменить новым. Не снимая двигатель с рамы, можно устранить рывки на второй передаче. Для этого при снятой с основной шестерни зубчатке снимите резинометаллическую заглушку промежуточного вала, выньте стопорное кольцо и регулировочные шайбы.

При помощи специальной оправки № 2 (рис. 3) допрессуйте подшипник 202 до упора, как показано на рис. 4. Поставьте на место снятые регулировочные шайбы и дополнительно установите такие же шайбы заподлицо с краем канавки под стопорное кольцо. Поставьте в канавку стопорное кольцо и на свое место резинометаллическую заглушку промежуточного вала. Когда рывки появляются при включении третьей передачи, их тоже можно устранить, не разбирая коробку.

Сначала выполните работы, изложенные в разделе «Снятие и установка муфты сцепления, моторной передачи и механизма кикстартера» инструкции по эксплуатации мотоцикла «Восход-ЗМ» или в аналогичном разделе инструкции к любому мотоциклу «Восход». Затем снимите стопорное кольцо подшипника 203 первичного вала и регулировочные шайбы, легкими ударами молотка через оправку № 1 допрессуйте-подшипник первичного вала до упора, как показано на рис. 5. Поставьте на место регулировочные шайбы и дополнительными шайбами заполните зазор до стопорного кольца.

Дальнейшую сборку ведите в последовательности, обратной разборке. Если изложенными способами рывки ликвидировать не удалось, значит, причиной неисправности является износ кулачков у пары шестерен. В этом случае надо снять с мотоцикла двигатель и, разобрав его согласно рекомендациям, изложенным в инструкции по эксплуатации, заменить изношенные детали. После этого потребуется отрегулировать коробку, но прежде стоит проверить механизм переключения передач. Если на его вилках большая выработка, их следует заменить.

При отсутствии износа на рабочих поверхностях вилок проверьте их люфт на осях: он не должен превышать 2 мм. Если люфт больше, поставьте дополнительные шайбы под стопорные кольца на оси, обеспечив перемещение вилок в пределах 0,1—0,3 мм (рис. 6). Теперь можно приступить к регулировке коробки. При снятой правой половине картера установите шестерни в нейтральное положение и проверьте зазор между ' кулачками неподвижной (на первичном валу) и подвижной шестерен третьей передачи. Он должен быть не более 0,8 мм, а при их | сближении кулачки не должны задевать один другой. Если эти условия нарушены, обеспечьте их следующим путем. Снимите сцепление.

Выньте стопорное кольцо у подшипника первичного вала в левой половине картера. Осаживая подшипник в глубь картера и смещая таким образом, первичный вал с неподвижной шестерней, установите зазор (не более 0,8 мм) между, подвижной и неподвижной шестернями первичного вала. Далее необходимо проверить наличие зазора между кулачками основной шестерни и подвижной шестерни 3—4-й передач в нейтральном положении.

Для этого снимите зубчатку с основной шестерни. Осторожно, чтобы не растерять ролики, выньте основную шестерню из обоймы, выпрессуйте сальник, снимите стопорное кольцо и регулировочные шайбы. На правый конец первичного вала наденьте основную шестерню и проверьте наличие зазора между кулачками. Они не должны задевать один другой. Если есть касание, следует чуть осадить первичный вал. На этом регулировка коробки закончена.

Остается проверить ее работу. Последовательно включите каждую передачу. Коробка будет работать надежно, когда кулачки шестерен полностью входят в зацепление. Теперь можно собирать ее. Прежде всего, поставьте регулировочные шайбы и стопорное кольцо подшипника первичного вала в левой половине картера. Собранную основную шестерню поставьте на место в правую половину картера. Соедините половины картера и проверьте наличие осевого люфта у основной шестерни — он должен быть в пределах 0,15—0,3 мм. Это достигается осаживанием обоймы основной шестерни в глубь картера.

Прокрутите в нейтральном положении шестерни. В коробке не должно быть шума от задевания кулачков шестерен. При монтаже сцепления учтите величину смещения первичного вала и компенсируйте это смещение шайбами, устанавливая их у внутреннего кольца подшипника первичного вала так, чтобы ведущая и ведомая звездочки моторной передачи находились водной плоскости. Своевременная и правильно выполненная регулировка коробки обеспечивает надежную и долговечную работу всей трансмиссии мотоцикла.

(Автор: Г. МАРИНИН, зам. главного конструктора. источник журнал Мото)

1. Оправка № 1.

Регулировка 4 передачи: 1 — основная шестерня; 2 — подшипник; 3 — оправка № 1; а — зазор, заполняемый регулировочными шайбами

2. Регулировка 4 передачи: 1 — основная шестерня; 2 — подшипник; 3 — оправка № 1; а — зазор, заполняемый регулировочными шайбами.

3. Оправка № 2.

4. Регулировка 2 передачи: 1— промежуточный вал; 2 — подшипник; 3 — оправка № 2

5. Регулировка 3 передачи: 1 — оправка № 1; 2 — первичный вал; 3 — подшипник; а — зазор, заполняемый дополнительными регулировочными шайбами

6. Проверка осевого перемещения вилок.

Самодельные мотоциклы