СХЕМА РЕЛЕ ПРЕРЫВАТЕЛЯ ПОВОРОНИКОВ МОТОЦИКЛА

Из множества разнообразных схем реле прерывателей мы выбрали три наиболее простые и доступные для повторения даже начинающими радиолюбителями. Они не содержат дефицитных деталей, собрать их можно буквально за один вечер. Первая предложена И. Верзиным («Радио», 1966 г., № 6).

Основой ее является симметричный мультивибратор, собранный на транзисторах VT1 и VT2. Он вырабатывает прямоугольные импульсы, которые поступают на усилитель тока — эмиттерный повторитель на транзисторе VT3. Нагрузкой усилителя является обмотка реле К1. Импульсы, усиленные VT3, проходя через нее, заставляют реле периодически срабатывать. При этом оно поочередно переключает контакты К1.1 и К 1.2 и так же поочередно загораются лампы HL1 и HL2, расположенные слева, или HL3 и HL4 (справа). Мощность каждой лампы — до 15 Вт.

Резистор R5 и стабилитрон VD1 поддерживают постоянным напряжением питания. Дело в том, что подобные реле очень чувствительны к колебаниям напряжения в сети, особенно при «севшем» аккумуляторе, при отключенном двигателе они могут работать нормально, а если мотор заведен — увеличится частота мигания ламп. Стабилизатор это исключает. Налаживание реле заключается в подборе сопротивлений резисторов R2 и R3 в пределах 15—22 кОм, чем устанавливается частота мигания ламп.

По действующим нормам она должна быть в пределах 90±30 в мин. Следующее реле — конструкции В. Иноземцева и А. Пантелеева («Радио», 1973 г., № 6) — тоже собрано на трех транзисторах. Оно содержит несимметричный мультивибратор на транзисторах VTI, VT2 и усилитель мощности VT3. Нагрузкой усилителя служат лампы HL1 — HL4. Главное преимущество этого реле в том, что оно не содержит контактной группы и может работать практически «вечно». Транзистор VT3 установлен на радиаторе площадью не менее 30 см2.

Частота мигания регулируется подбором резистора R1 и конденсатора СЗ. Общая мощность ламп в одном плече — до 15 Вт. Реле-прерыватель, схема которого показана на рис. 3, предложен В. Якушевым и А. Косиковым, («Радио», 1973 г., № 6), которые рекомендуют его для установки на мотоциклы с безбатарейным электрооборудованием переменного тока. При включении питания начинается заряд конденсатора С1 через резистор R2.

Напряжение на базе VT1 увеличивается, ток через обмотку реле возрастает, оно срабатывает, и контактами К1.1 замыкает стабилитрон VD1 и размыкает цепь питания ламп. Конденсатор начинает разряжаться и как только коллекторный ток транзистора Т2 станет меньше тока отпускания реле, начнется новый цикл заряда конденсатора. Длительность цикла (а значит и частоту мигания) можно регулировать подбором резистора R2 в пределах 15—22 КОм.

Стабилизатор напряжения, собранный на стабилитроне VD1 и резисторе R1, совместно с интегрирующей цепочкой R2C1 обеспечивают высокую помехозащищенность устройства. На него не влияют повышенные или пониженные обороты двигателя, колебания питающего напряжения, помехи от зажигания. В системах переменного тока это реле или ему подобное надо подключать через выпрямитель.

Если выводы обмотки генератора изолированы от «массы», то нужно собрать мостовой выпрямитель по схеме рис. 4. Если же генератор «заземлен», то можно обойтись и «половинкой» моста (рис. 5). Недостатком данного реле является то, что для него требуется переключатель с двумя контактными группами. Контрольную лампу мощностью 0,25—1 Вт можно подключить по схеме 6. В схеме 3 она подключается к переключателю А 1.1.

Для первого реле лучше использовать две контрольные лампы, подключенные параллельно передним HL1 и HL3. Соответственно их мощность надо уменьшить — ведь максимум в данном случае — 15 Вт. Все реле-прерыватели некритичны к выбору схемных элементов. В них можно использовать практически любые маломощные низкочастотные транзисторы. Для первой схемы подойдут МП10—МП11, МП35—МП38 с любым буквенным обозначением, для двух следующих — МП 13— МП16, МП25—МП27, МП39— МП42 также с любой буквой.

Транзистор VT3 (схема 2) можно заменить на любой из серии П213—П217. Резисторы — типа МЛТ, ОМЛТ, ВС, УЛМ мощностью не ниже 0,5 Вт. Конденсаторы — К50-3, К50-6, К50-12, также можно использовать устаревшие, но еще имеющие хождение типы ЭТО или ЭМ. Реле типа РЭС-9, паспорт РС4524203. В схеме 3 контактные группы реле соединены параллельно. Все схемы предназначены для электрооборудования «с минусом на массу». Для схем «с плюсом на массу» требуются минимальные переделки.

В схеме 1 надо транзисторы МП38 заменить на МП42, в схеме 3 — наоборот, в обеих названных схемах, кроме того, надо полярность включения диодов, стабилитронов, конденсаторов и питания изменить на противоположную. В схеме 2 достаточно переключатель SA1 подсоединить к точке В, а на точку А подать «минус» питания. Эти реле можно питать и напряжением 12 В. Для этого надо в первой схеме увеличить сопротивление резисторов R1 и R4 до 1 КОм, в третьей — увеличить R1 до 300 Ом. В обоих следует установить конденсаторы на рабочее напряжение не ниже 20 В, а стабилитрон КС147А заменить на Д814А. Во второй схеме достаточно транзистор VT3 взять типа П210, установив его на радиатор площадью не менее 150 см2.

Мощность ламп при этом можно увеличить до 25, а в схеме 2 — и до 40 Вт. Монтаж схем производится на печатной плате из гетинакса или стеклотекстолита. Можно сделать и навесной монтаж. Главное — тщательно закрепить детали. Лучше всего готовый монтаж залить клеем БФ'2 или эпоксидкой. Это нужно для того, чтобы элементы схем не отвалились от вибраций. Готовое реле помещается в подходящий корпус.

Расположить его на мотоцикле можно в любом удобном месте: в корпусе фары, в инструментальном ящике, под баком или седлом. Переключатель (если его не было) устанавливается на руле справа. Теперь о фонарях указателей. Поначалу, когда еще не было специальных, мотоциклисты приспосабливали что придется. В дело шли подфарники от автомобилей ГАЗ-51, габаритные фонари с крыш автобусов, боковые повторители от «москвичей» и «запорожцев». Сейчас, когда все мотоциклы и мотороллеры оборудуются указателями поворотов, легко можно приспособить фонари от любой модели.

Главное,— чтоб они отвечали стандарту. Из него следует, что мотоцикл, мотороллер, мопед должен иметь 4 фонаря: 2 спереди и 2 сзади. В случае, если фонари двусторонние, то есть их свет виден и спереди, и сзади, можно обойтись только двумя. Устанавливать их следует на кронштейнах фары, на верхней или нижней траверсе передней вилки, на обтекателе, на зеркалах, на переднем кожухе или переднем крыле (у мотороллера), на руле. При этом концы его рукояток являются самым неподходящим местом для фонарей, ибо последние там служат до первого падения мотоцикла. В этом убедились владельцы «вяток-150М» и MZ—ES-250.

Сзади указатели обычно располагаются на заднем крыле или в комбинированном заднем фонаре (как на «Вятке-150М»). Некоторые варианты установки показаны на снимках. Расстояние между внутренними точками рассеивателей должно быть не менее 150 мм, а если они стоят на руле — не менее 500 мм. Высота расположения: передних — от 400 до 1300 мм, задних — от 400 до 1000 мм. Само собой разумеется, что передние и задние фонари должны стоять попарно на одной высоте в одной плоскости и симметрично относительно оси мотоцикла.

На мотоцикле с коляской расстояние между правыми и левыми фонарями — минимум 600 мм. На коляске устанавливаются либо 2 односторонних фонаря, либо 1 двусторонний. Высота расположения — от 400 до 800 мм. При этом правые указатели на мотоцикле должны быть отключены. Необходимые углы видимости фонарей в горизонтальной плоскости показаны на рисунке 7. Углы видимости по вертикали для всех фонарей ±15 градусов.

В передних надо устанавливать лампы мощностью не ниже 10 Вт, в задних — не ниже 15 Вт. Мощность можно уменьшить вдвое, если применить фонари с зеркальным отражателем. Передние указатели должны иметь рассеиватель белого или оранжевого цвета, задние — оранжевого или красного.

(Автор: Ю. МИХАЙЛОВ. В материале использованы фотографии из журналов «Motocidismo» и «Easyriders» )

Схема реле-прерывателя на симметричном мультивибраторе

Рис. 1. Схема реле-прерывателя на симметричном мультивибраторе.

Схема бесконтактного реле-прерывателя

Рис. 2. Схема бесконтактного реле-прерывателя.

Схема стабилизированного реле-прерывателя

Рис. 3. Схема стабилизированного реле-прерывателя.

Два варианта выпрямителей для питания реле от сети переменного тока

Рис. 4. 5. Два варианта выпрямителей для питания реле от сети переменного тока.

Рис. 6. Подключение контрольной лампы.

Самодельные мотоциклы