МОТОРНАЯ ПЕРЕДАЧА ДВИГАТЕЛЯ МОТОЦИКЛА «ИЖ»

Моторная передача стоит первой в цепочке: она передает крутящий момент с коленчатого вала на сцепление. Устройство моторной передачи показано на рисунке. Она состоит из ведущей звездочки, закрепленной на левой цапфе коленчатого вала, двухрядной моторной втулочной цепи и ведомой звездочки, сделанной заодно с чугунным ведущим барабаном сцепления. Основные характеристики цепей и звездочек и их обозначения по каталогу приведены в таблице.

В эксплуатации моторная передача достаточно надежна и долговечна, поскольку работает в масляной ванне: в уходе она практически не нуждается. Правда, время от времени владельцы предлагают свои варианты конструкции натяжителя цепи. В принципе такое устройство нужно признать полезным: любая цепь когда-то изнашивается и вытягивается, начинает стучать и «выгрызать» металл картера, набегать на зубья звездочек и портить их. Однако серийное изготовление и установка натяжителя на все мотоциклы — дело дорогое и нетехнологичное.

Поэтому надеяться на завод пока не следует. Если же появится простая надежная конструкция, видимо, она найдет место на страницах «Мото». При сборке моторной передачи необходимо следить за тем, чтобы обе звездочки' находились в одной плоскости: во всяком случае, отклонение от нее не должно превышать 0,4 мм. Регулировать этот параметр можно, устанавливая шайбы под большой барабан сцепления. Допустимое провисание новой цепи еще не работавшей трансмиссии — не более 7 мм. По мере износа цепи и зубчатых .венцов барабанов цепь провисает больше, и при величине 14 мм и более детали моторной передачи нужно заменить.

(Автор: Н. ПЕРЕРВА, зам. гл. конструктора г. Ижевск. источник журнал Мото)

Трансмиссия: 1 — моторная (передняя) передача; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — главная (задняя) передача. На выноске — моторная передача: 1 — звездочка ведущая; 2 — моторная цепь; 3 — болт; 4 — пружинная шайба; 5 — стопорная шайба; 6 — ведущий барабан сцепления.

Самодельные мотоциклы