ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА МОТОЦИКЛА «МИНСК»

От эффективной и надежной работы передней вилки, прежде всего, зависит безопасность движения. Кроме того,— долговечность мотоцикла. При хорошей передней подвеске водителю легче совершать длительные поездки, не уставая, сохраняя хорошее настроение и реакцию на изменения дорожной обстановки.

Как и на любом другом мотоцикле, передняя вилка Минска не только смягчает толчки и гасит удары, но также является основой рулевого управления; кроме того, она служит реактивным упором переднего тормоза. Рассмотрим устройство передней вилки мотоциклов ММВЗ-3.11213 и ММВЗ-3.113. Вилка (рис. 1) состоит из стоек левой и правой (иногда их называют «перьями» вилки), которые в верхней части связаны мостиками: нижним 17 и верхним 11.

Нижний мостик неразъемно соединен со стержнем 13, на котором установлены конусные обоймы 16 шариковых радиально-упорных подшипников 746905, посредством которых передняя вилка соединяется с головной трубой («колонкой») рамы. В верхней части стержня 13 имеется резьбовой участок, на котором установлены детали узла регулировки подшипников. На верхнем мостике есть выступы с гнездами, в которых крепится труба руля. Несущие трубы 20 зажаты в мостиках клеммовыми соединениями 3 и 5.

Между мостиками на несущих трубах установлены кожухи 14 (левый и правый), к которым крепятся фара и фонари указателей поворота. Чтобы повысить долговечность ламп фары и фонарей, кожухи установлены на виброгасителях-буферах 15. К нижней части скользящей трубы 35 присоединен шток 34, на котором смонтирован набор деталей клапанной системы.

Поршень штока входит во внутреннюю полость несущей трубы; между поршнем и гайкой 6 трубы помещена пружина 27 — упругий элемент вилки. Уплотнение подвижного соединения «труба несущая — труба скользящая» осуществляется двумя резиновыми каркасными манжетами 25, установленными в проточке скользящей трубы. Для защиты рабочей зоны наружной поверхности неподвижной трубы на стойку вилки надет защитный гофрированный резиновый чехол 21.

При наезде переднего колеса на препятствие возмущающее усилие через ось колеса передается на подвижные трубы 35 обеих стоек (или «перьев») вилки. Подвижная труба вместе со штоком 34, на верхней части которого установлен поршень с кольцами 28, также перемещается вверх, пружина 27 сжимается. Амортизаторная жидкость под давлением — оно возникает в уменьшающемся объеме Г — поднимает клапан 31 до упора в шайбу 30 и через кольцевой зазор между наружной цилиндрической поверхностью клапана 32 и седлом клапана, далее — через отверстия в упорной шайбе 30, перетекает в увеличивающуюся полость Б.

Некоторое количество жидкости перетекает в этом же направлении через небольшой кольцевой зазор между трубой штока и клапаном. Часть жидкости через отверстия, просверленные 8 стенке штока, и через его полость попадает в объем В, а на определенной части хода — и в объем Б (когда в его зону войдут два отверстия в верхней части штока). В конце хода сжатия (за 35 мм до упора) во внутреннюю часть седла клапана начинает входить конусная часть наконечника 36.

Теперь жидкость из объема Г может поступать сначала через узкую кольцевую щель между наконечником и седлом клапана, затем — через клапанную систему. При этом гидравлическое сопротивление резко возрастает по сравнению с тем, каким оно было в средней части хода подвижной трубы. Специалисты говорят, что вступил в действие нижний гидравлический буфер (участок А на рабочей диаграмме амортизатора вилки) (рис. 3). Возросшие силы сопротивления тормозят взаимное перемещение неподвижной трубы 20 и подвижной 35 и предотвращают жесткое соударение этих деталей.

При обратном ходе под воздействием пружин 27 подвижные трубы (с осью переднего колеса) начинают перемещаться вниз. Объем Б при этом уменьшается, а объем Г увеличивается. Под воздействием давления жидкости (а также собственного веса) клапан 31 садится на седло 32. Жидкость из уменьшающейся полости Б через отверстия в стенках штока перетекает в его внутреннюю полость а далее через нижнее отверстие — в полость Г. Небольшая часть жидкости имеет возможность перетекать из полости Б в полость В через зазоры в кольцевом уплотнении поршня штока.

Некоторое количество жидкости поступает в полость Г из объема В через трубы штока и отверстия в его стенках. После того как в процессе дальнейшего разжатия стойки вилки верхнее отверстие на штоке 34 перекроется клапаном (или окажется под ним), жидкость из полости Б сможет выдавливаться только через небольшие зазоры между штоком и клапаном, а также между поршнем 28 и внутренней поверхностью неподвижной трубы 20.

При этом сопротивление перетеканию жидкости значительно возрастет. Начнет себя проявлять так называемый верхний гидравлический буфер (участок Б на рабочей диаграмме амортизатора вилки) (рис. 3). При дальнейшем перемещении подвижной трубы вниз резиновый буфер 29 упрется в шайбу 30 и начнет сжиматься — это предохранит детали от жесткого удара. Каждая собранная вилка проходит проверку на специальном стенде, ее характеристики записываются и сверяются с эталонными. График, построенный в системе координат «силы сопротивления — перемещение подвижных частей», называется рабочей диаграммой амортизатора.

На рис. 2 представлена такая диаграмма стойки передней вилки мотоцикла ММВЗ-3.11211 (ММВЗ-3.11212), снятой на динамометрическом стенде при частоте перемещений подвижных деталей стойки, равной 115 мин и величине взаимного перемещения 125 мм. Даже поверхностный анализ показывает, что гидравлические силы сопротивления при ходе сжатия и ходе отбоя почти одинаковы по абсолютной величине, что не совсем благоприятно для работы подвески. На рис. 3 представлена рабочая диаграмма вилки мотоцикла ММВЗ-3.11213 (ММВЗ-3.113), снятой при частоте колебаний 115 мин и взаимном перемещении деталей стойки 145 мм.

Здесь уже видно, что клапанная система функционирует в желательном режиме: силы сопротивления при растяжении в 5-—7 раз выше, чем при сжатии. Теперь поговорим о техническом обслуживании передней вилки. В процессе эксплуатации нужно периодически заменять амортизационную жидкость, загрязненную продуктами износа, на свежую. Первую замену рекомендуется произвести после 2—2,5 тысячи км пробега, то есть после обкатки мотоцикла. При этом желательно придерживаться следующего порядка работы.

Отверните гайку 6 и винт 2, извлеките пружину 27; выждите, пока из стойки вилки вытечет отработанная жидкость, затем несколько раз сожмите и растяните стойку. Заверните винт 2. залейте в стойку 160 см промывочного масла (например, веретенного масла АУ, в крайнем случае — керосина), заверните гайку 6 и снова несколько раз энергично сожмите и разожмите стойку. Затем слейте промывочное масло, залейте в стойку 160±5 см3 амортизационной жидкости АЖ-12Т или МГП-12, поместите в неподвижную трубу пружину и заверните гайку 6.

Проделайте то же и с другим пером, При регулировке подшипников рулевой колонки снимите колпачок 7, закрывающий торец стержня 13, отверните на 2—3 оборота болт, стягивающий клеммовое соединение верхнего мостика 11, сверните со стержня контргайку 8, снимите шайбу 9 и отверните гайки стяжных болтов 3. Затем, используя специальный ключ для круглых гаек, вращайте гайку 10 до такого положения, при котором стержень вилки не будет иметь осевого люфта в подшипниках и в то же время будет достаточно свободно вращаться.

После регулировки заверните гайки стяжных болтов нижнего мостика, отрихтуйте вмятину на стопорной шайбе 9 и установите ее на стержень так, чтобы отбортовки шайбы вошли в соответствующие пазы гайки 10. Затем заверните гайку 8, установите колпачок 7 и закерните стопорную шайбу в зоне паза в верхнем мостике. Затяните стяжной болт верхнего мостика, Если возникла необходимость разобрать переднюю вилку, то действовать следует в такой последовательности. Отсоедините трос переднего тормоза от рычага на щите и трос спидометра от его привода.

Отверните гайку оси колеса, ослабьте на 3—4 оборота стяжные болты 39, выньте ось колеса. Затем отверните четыре болта крепления грязевого щитка, снимите щиток. Отвернув на 3—4 оборота гайку стяжного болта и ослабив стяжной болт 5, легкими ударами деревянного молотка по гайке 6 сместите стойку вилки вниз и выньте ее из отверстий в верхнем и нижнем мостиках. Из пространства между мостиками извлеките чехол 14 и буферы 15.

Аналогичным образом демонтируйте вторую стойку. Снимите с чехла зажим 19 (несколько разведя его концы), удалите нижнюю часть чехла 21. Затем отверните гайку 6, выньте пружину 27, поверните стойку резьбовой частью вниз и слейте амортизаторную жидкость в чистую емкость. Несколько раз сожмите и растяните стойку, чтобы удалить остатки жидкости из внутренних полостей. Затем отверните болт 38, выньте шайбу 37 из проточки в подвижной трубе.

Если при этом болт проворачивается вместе со штоком 34, можно изготовить приспособление в виде большой отвертки длиной около 540 мм, с шириной лезвия около 20 мм, ввести его внутрь неподвижной трубы 20 так, чтобы лезвие вошло в пазы на верхнем торце трубы штока, зафиксировать отвертку и отвернуть болт. Покачивая трубы в разные стороны, разъедините их. Теперь из несущей трубы можно извлечь шток в сборе. Снимите с трубы штока наконечник 36 и, протолкнув шток 34 с поршнем внутрь неподвижной трубы, извлеките его наружу.

После удаления стопорного кольца 33 из канавки можно извлечь из проточки в неподвижной трубе корпус клапана 32, клапан демпфера 31 и опорную шайбу 30, затем снять со штока буфер отбоя 29, а с поршня штока — кольца 28. Для полной разборки подвижной трубы нужно извлечь из проточки стопорное кольцо 22, плавающую шайбу 23, войлочное кольцо 24, вторую плавающую шайбу, манжету 25 (манжету 1,2—35Х 38—1), прокладку 26 и вторую манжету. Уместно напомнить, что демонтированные каркасные манжеты не рекомендуется устанавливать в узлы повторно.

После разборки узлов передней вилки необходимо все детали и сборочные единицы тщательно промыть в керосине или бензине, просушить и хранить в чистой упаковке до сборки. Обратный процесс, видимо, ясен. После сборки в каждую стойку вилки должна быть залита амортизаторная жидкость. Пружины передней вилки мотоцикла ММВЗ-3.1121 изготавливались из пружинной проволоки 3,5 мм первого класса по ГОСТ 9389—75. Пружина имела 48 рабочих или 49,5 полных витков (по 0,75 витка были поджаты и подшлифованы на каждом торце детали).

Наружный диаметр пружины составлял 24±0,3 мм, шаг 9,6 мм, длина в свободном состоянии 465±7 мм. При установке пружины в стойку вилки пружина подвергается предварительному натягу 15 мм. Рабочий ход пружины составляет 140 мм, при этом в конце рабочего хода пружина сжимается усилием Р6/2, равным 54 кГс. Пружина имеет заводское обозначение: 3.115-30146. Основная характеристика приведена на рис. 4 (линия Б).

В передней вилке мотоцикла ММВЗ-3.11211 (ММВЗ- 3.11212) используется пружина из той же проволоки, но она имеет 50,5 рабочих (52 полных) витков. Наружный диаметр и шаг те же, длина в свободном состоянии 490±6 мм, рабочий ход 150 мм. Заводское обозначение пружины: 3.11211-30146.

Силовая характеристика приведена на рис. 4 (линия В). И наконец, пружина передней вилки мотоцикла ММВЗ-3.113 (ММВЗ-3.11213) изготовлена из пружинной проволоки 0 4, первого класса ГОСТ 9389—75, полное число витков 65,5 (64 рабочих). Наружный диаметр 26±0,3, шаг 7,5 мм. Длина пружины в свободном состоянии 490;±7 мм. В стойку вилки пружина устанавливается с предварительным натягом, равным 15 мм; усилие, развиваемое пружиной в конце рабочего хода (Р2), равно 63 кГс- Заводское обозначение детали — 3.1122-30007.

(Автор: В. ЗАХАРИН, нач. КБ ОГК Минского мотовелозавода. источник журнал Мото)

Вилка передняя мотоциклов Минск

Рис. 1. Вилка передняя мотоциклов Минск ММВЗ-3.11213, ММВЗ-3.113 1 — кольцо уппотнительное; 2 — винт М5Х7; 3 — болт стяжной M10Х 1.25 (L=65 мм), шайба пружинная диаметром 10, гайка М10Х 1.25: 4 — кольцо 023-028-30-2-2 (ГОСТ 9833—73; 5 — болт стяжной М8- L —40 мм), шайба пружинная 0 8; 6 — гайка пера; 7 — пробка стержня; 8 — гайка стержня; 9 — шайба стопорная; 10 — гайка регулировочная; 11 — мостик верхний; 12 — колпачок защитный; 13 — стержень; 14 — чехол (левый, правый); 15 — буфер; 16 — подшипник шариковый радиальноупорный [746905); 17 — мостик нижний; 18 — штифт; 19 — хомут; 20 — труба несущая (неподвижная); 21 — чехол; 22 — кольцо стопорное (B48); 23 — плавающая шайба; 24 — кольцо войлочное СП-48-35-3 ГОСТ 6308—71; 25 — манжета 1.2—35X48—1 ГОСТ 8752—79; 26 — прокладка; 27 — пружина; 28 — кольцо; 29 — буфер отбоя; 30 — шайба; 31 — клапан демпфера; 32 — корпус клапана; 33 — кольцо (В30); 34 — шток; 35 — труба скользящая (левая, правая); 36 — наконечник; 37 — шайба уплотнительная; 38 — болт М10Х1.25 (L=20 мм); 39 — болт М8 (L= 40 мм).

Рис. 2. Рабочая диаграмма гидравлических сил сопротивления стойки передней вилки мотоциклов ММВЗ-3.11211, ММВЗ-3.11212.

Рис. 3. Рабочая диаграмма гидравлических сил сопротивления стойки передней вилки мотоциклов ММВЗ-3.11213, ММВЗ-3.113

Рис. 4. Силовая характеристика пружин передней вилки дорожных мотоциклов ММВЗ: А — пружина передней вилки мотоциклов ММВЗ-3.11213 и ММВЗ-3.113; Б — пружина передней вилки мотоцикла ММВЗ-3.1121; В — пружина передней вилки мотоциклов ММВЗ-3.11211 и ММВЗ-3.11212.

Самодельные мотоциклы