МАСЛО ДЛЯ ДВУХТАКТНЫХ МОТОЦИКЛОВ

Проблема масла — очень больной вопрос для владельцев мотоциклов с двухтактным двигателем (а их в нашей стране около 12 миллионов). Не говоря уже о том, что зачастую на заправках не бывает вообще никакого масла, но даже те, которые рекомендуются заводами-изготовителями — не лучший выход из положения.

Ведь до недавних пор у нас вообще не выпускались специальные масла для двухтактных двигателей, а обычные моторные не удовлетворяют многим специфическим требованиям. Отсюда все те «задиры» и «прихваты», которые стали бичом мото любителей. Одна из основных особенностей двухтактных двигателей и их ахиллесова пята — смазка совместно с топливом.

При этом масло сгорает, то есть не только выполняет смазочные функции, но и влияет на процесс горения. Поэтому кроме обеспечения обычных функций — снижения интенсивности изнашивания деталей, предотвращения коррозии — масло для двухтактных двигателей должно образовать прочную пленку, устойчивую к воздействию высоких температур и нагрузок, не вызывать отложений лаков и нагара, закоксовывания поршневых колец и замыкания электродов свечи зажигания; не давать токсичных компонентов в выхлопных газах и при этом хорошо смешиваться с бензином, образуя стабильную при хранении смесь.

В двухтактных двигателях старых конструкций, тихоходных и малонапряженных, можно было применять даже базовые (то есть без присадок) масла, добавляя их в бензин в пропорции 1:15. Но по мере совершенствования двигателей ужесточались условия их работы, и в настоящее время за рубежом применяют только специальные масла, которые растворяют в бензине в пропорции 1:50 и даже 1:100. Применение же в двухтактных двигателях, не предназначенных для них автомобильных, автотракторных и других масел отрицательно сказывается на работоспособности и долговечности моторов.

Кроме того, содержащиеся в таких маслах дефицитные присадки при этом буквально вылетают в трубу, если только не откладываются трудноудалимым нагаром. В последние годы сразу несколько нефтехимических заводов начали выпуск специальных масел для «двухтактников»: М-12ТП, М-12ТПу, МГД-14М. В таблице 1 приведены для сопоставления основные физико-химические характеристики отечественных товарных масел и специальных масел для двухтактных двигателей, отечественных и зарубежных, а также дана оценка сравнительной работоспособности этих масел.

Показатель работоспособности оценен по пятибалльной шкале, где 5 баллов — хорошие результаты, 0 баллов — неудовлетворительные. Один из главных показателей — уровень зольности, напрямую определяющий образование нагара. Для автомобильных и автоагрегатных масел он находится в пределах 0,6.-1,7 %. При сгорании этих масел в двухтактном двигателе наблюдаются интенсивное нагарообразоеание в камере сгорания, замыкание электродов свечи зажигания, отложения в системе выпуска, так что оценка этих масел колеблется в пределах 2...3 балла (рис. 2).

Применение масел без присадок (например, такого широко известного, как МС-20) способствует закупорке выпускного окна, увеличению нагара на поршне, пригоранию поршневых колец. На рисунке 1 приведены результаты оценки масел различного назначения по склонности к нагарообразованию. Масла для двухтактных двигателей представляют собой составы специально подобранных базовых компонентов и малозольных или беззольных присадок, обеспечивающих требуемый уровень противозадирных, противоизносных, противонагарных и моющих свойств. Эти масла применяют в низких концентрациях в составе топливной смеси.

Отечественные масла М-12ТП и МГД-14М имеют достаточно высокие показатели работоспособности, по зольности и вязкостным показателям соответствуют уровню зарубежных аналогов (табл. 1). При разработке масел для двухтактных бензиновых двигателей особое внимание уделяется базовой основе. Так как масло добавляют в топливо в количестве 2... 2,5 %, их противозадирные свойства играют первостепенную роль. Уже простое увеличение вязкости базового масла улучшает противозадирные свойства.

Но при этом опять-таки увеличиваются отложения нагара, забивается выпускное окно, а это приводит к падению мощности. Поэтому требуется применять специальные противозадирные присадки. В масле М-12ТП использовано базовое масло с оптимальной вязкостью 11... 12 мм2/с при 100 °С, а для улучшения противозадирных свойств в него добавлена беззольная присадка.

Масло МГД-14М, предназначенное главным образом для смазки компрессоров, обладает достаточно высокими эксплуатационными свойствами, работоспособно в концентрации 2 %, но несколько уступает М-12ТП по образованию отложений в выпускном окне. Для большинства масел, работающих в двухтактных моторах, не имеет особого значения температура застывания, так как в двигатель эти масла поступают уже в составе топливной смеси. Исключение составляют масла для снегоходов и бензопил при их эксплуатации в условиях очень низких температур. Зарубежные масла, приведенные в таблице 1, имеют температуру застывания около —10°С.

Но в ассортименте товарных масел за рубежом есть и так называемые «самосмешивающиеся» масла. Для лучшей смешиваемости с бензином они предварительно разбавляются растворителями типа керосина, имеют более низкую температуру застывания, а также существенно более низкие вязкость и температуру вспышки. Так как свойства масел в значительной степени зависят от их назначения, то, чтобы в этом ориентироваться, нужна четкая классификация. В таблице 2 приведена такая классификация, принятая для двухтактных бензиновых двигателей за рубежом. Обозначения А, В, С и D определяют условия применения масел.

Отечественные масла М-12ТП и МГД-14М по своим физико-химическим показателям и эксплуатационным характеристикам могут быть отнесены к классу ТВ. ПОСКОЛЬКУ масел других классов у нас нет, то приходится рекомендовать эти масла в качестве универсальных для всех двухтактных двигателей. Но в принципе необходима разработка и масла класса ТС, и специального беззольного масла для лодочных двигателей. Масло М-12ТП изготовляет ПО «Ярославнефтеорг-синтез», масло МГД-14 — ПО «Горькнефтеоргсинтез».

Приступают к производству масла М-12ТПу ПО «Пермнефте-синтез» и Павлодарское ПО «Химпром». Это масло имеет пониженную до —28 °С температуру застывания и может применяться в зимних условиях на бензопилах, снегоходах и другой технике. Применение новых масел М-12ТП и М-12ТПу позволяет сократить в 1,5...2 раза их расход по сравнению с автотракторными; снизить интенсивность изнашивания деталей, вдвое увеличить период между разборками двигателей для очистки, в 1,7...2 раза снизить токсичность выхлопных газов. Обычно для коробок передач в инструкциях заводов рекомендуется то же масло, что и для смазки двигателя.

Масла М-12ТП и МГД-14М также обладают достаточно высоким уровнем противоизносных свойств и обеспечивают работу коробок* передач. Но более рационально использовать специальные трансмиссионные масла, соответствующие по отечественной классификации группе ТМ-2, такие как ТСп-10, ТЭп-15, ТАП-15В. В последнее время повсеместное распространение получили антифрикционные присадки — модификаторы трения.

Во ВНИИНП были проведены испытания отечественной антифрикционной присадки ПАФ-4 (широко известной под торговым наименованием ЭКОМИН) в составе масел М-12ТП, М-8В, М-8А. Исследования показали, что повышается экономичность двигателя при введении присадки в масло в количестве 1...2 %. В масле М-12ТП применение присадки ПАФ-4 в концентрации 1 % позволило получить экономию топлива до 3 %.

Несомненно, положительное влияние присадки и на износ деталей. Возможно, и другие многочисленные антифрикционные присадки, появившиеся на рынке, при их введении в масла для двухтактных двигателей дадут положительный эффект, но мы воздержимся от рекомендаций по их использованию, поскольку достаточно серьезных испытаний не проводили. И последнее, о чем нужно сказать. Применение специальных масел для двухтактных двигателей позволяет снизить расход топлива по сравнению с автотракторными маслами не только за счет уменьшения механических потерь, но и за счет улучшения процессов сгорания. Дело в том, что при введении в бензин 4...5 % автотракторных масел октановое число бензина снижается на 1,5 единицы, а теплота сгорания — на 800...900 кДж/кг.

При использовании же специального масла М-12ТП теплота сгорания бензина не снижается вообще, а октановое число уменьшается всего на 0,3 единицы. Для повышения ресурса двигателей, улучшения экологических и экономических характеристик мототехники необходимо отказаться от применения в двухтактных двигателях автомобильных, автотракторных и других неспециальных масел и применять только специальные масла.

(Авторы: М. ОСТРОВСКАЯ Е. МЕЩЕРИН, инженеры. источник журнал Мото)

Рис. 1. Работоспособность различных моторных масел в двухтактном двигателе.

Рис. 2. Влияние зольности масел на интенсивность отказов свечи зажигания двигателя 2СД-М1, вызванных замыканием электродов.

Самодельные мотоциклы