ПЕРВЫЕ УРОКИ ВОЖДЕНИЯ МОТОЦИКЛА С КОЛЯСКОЙ

Всякий мотоциклист, впервые садящийся в седло мотоцикла с коляской, сталкивается с одними и теми же вопросами. Возникают они при первой же поездке и связаны с конструктивными особенностями этого трехколесного и несимметричного экипажа. Вот основные из них: почему мотоцикл «уводит» влево или вправо, как избежать опрокидывания, основные приемы вождения мотоцикла с коляской на шоссе и на пересеченной местности.

Тем, кто покупает «Урал» или «Днепр», несколько легче: по крайней мере, мотоциклы поступают в магазины собранными. Если же вы купили «ИЖ», то получаете две упаковки: в одной из них — собственно мотоцикл, в другой — коляска. Вам предстоит не очень сложная, но и не очень приятная процедура соединения двух частей в одно целое. Происходит все это, как правило, у дверей магазина, в совершенно не подходящих условиях.

Но вот при помощи заводской конструкции, штатного инструмента, неизбежной для россиян кувалды и подсказок зевак ваши старания, наконец, завершились успехом, и коляска заняла положенное ей место. Вы предусмотрительно захватывали с собой заряженный аккумулятор или, в крайнем случае, электролит, канистру с топливной смесью и, конечно же, шлем. Еще раз, проверив затяжку всех резьбовых соединений, прогрев двигатель и застегнув шлем, вы отправляетесь в первую поездку. И сразу же вы должны обратить внимание на работу сцепления и коробки передач, а также тормозов, сигнала и световых приборов. И только убедившись в их исправности и четкой работе, можно продолжить путь дальше.

Вот на этом моменте я и хочу задержать ваше внимание, потому что мы подошли к основной теме разговора: как управлять мотоциклом с коляской. Начнем с того, что научимся по поведению мотоцикла определять правильность установки коляски. Для этого надо найти ровный, без заметного поперечного уклона участок дороги, длиной хотя бы 150...200 м, и без интенсивного движения. Полностью отпустив демпфер руля, попробуйте проехать по нему на 2-й передаче со скоростью 15—20 км/ч без ускорения или торможения, стараясь не корректировать отклонение мотоцикла рулем.

При таких условиях вы можете без риска для себя дать возможность мотоциклу самому выбрать траекторию движения. Если коляска установлена, верно, а дорога действительно ровная, то мотоцикл, почти наверняка, будет двигаться по прямой. Однако — и это более вероятно,— его может «увести» вправо или влево. Разберемся, почему это происходит и как от этого избавиться. Главная конструктивная особенность мотоцикла с коляской, негативно влияющая на управляемость,— его несимметричность.

В связи с тем, что подцепленной с одной стороны коляске нет противовеса, общий центр тяжести смещен в сторону коляски, при этом он находится не по центру осевой линии, а ближе к мотоциклу, который тяжелее (см. рис. 1). Теоретически наилучшим вариантом с точки зрения управляемости будет тот случай, когда колеса мотоцикла и коляски параллельны друг другу. В противном случае при схождении колес будут возникать силы, уводящие мотоцикл влево, при расхождении — вправо.

На практике добиться параллельного расположения колес можно только предварительной установкой небольшого схождения, указанного в инструкции. Оно необходимо для компенсации люфтов в соединительных шарнирах и «податливости» элементов соединения: при движении возникают силы, стремящиеся развернуть коляску в сторону от мотоцикла, и без установки такого схождения мы получили бы «расхождение» колес. Регулировку схождения производят по заводской инструкции, изменяя глубину установки переднего шарового зажима в раме коляски.

Найденное схождение будет верно только для вполне конкретного угла установки самого мотоцикла. В инструкции завода-изготовителя рекомендуется наклонять мотоцикл на несколько градусов влево, в сторону, противоположную коляске. Тогда при загруженной коляске мотоцикл будет стоять на дороге почти вертикально. Но избавившись установкой развала от одного недостатка, мы получаем ухудшение устойчивости в том случае, когда коляска пуста, а мотоцикл загружен. Тогда за счет мягкости подвески мотоцикл «опускается» относительно коляски, наклон его влево увеличивается, и колесо коляски стремится оторваться от земли.

Особенно все это проявляется при езде по плохим дорогам и бездорожью. Зная, в каких условиях вам придется эксплуатировать свой мотоцикл — на приличных асфальтированных дорогах или по неровному проселку,— вы и выберете для себя оптимальный угол развала — от 0° до 3°. Конечно, для компенсации подъема коляски проще всего ее загрузить: старайтесь и пассажира, и груз разместить в коляске. Но на раскисших дорогах волей-неволей приходится сажать пассажира позади себя, чтобы увеличить нагрузку на заднее колесо и тем самым его сцепление с дорогой.

В этом случае рекомендую отрегулировать жесткость пружин задней подвески на максимальную, тогда «проседание» мотоцикла будет меньше, и вы избавитесь от излишнего крена влево. Вооружившись кое-какими теоретическими познаниями, мы можем проанализировать возникшие при пробной поездке «уводы» и избавиться от них. Должен сразу предупредить, что поведение мотоцикла резко меняется в зависимости от загрузки коляски, поэтому советую «на испытания» отправляться вместе с приятелем, потому, что понадобится не раз проехать и с пустой коляской, и с нагруженной.

Увод мотоцикла вправо как с пустой коляской, так и с загруженной однозначно говорит о том, что схождение слишком мало (или даже превратилось в «расхождение»). Если же мотоцикл тянет влево — величина схождения велика. При чрезмерно большом схождении и загруженной коляске может даже появиться увод вправо: в этом случае колесо коляски, располагаясь несколько «боком» по направлению движения, начинает тормозить.

Совершив несколько поездок, как с пустой, так и с загруженной коляской, определите наиболее приемлемый компромисс: ведь при одинаковых регулировках мотоцикл с груженой коляской более склонен к уводу вправо, чем пустой. Небольшой увод как влево, так и вправо можно компенсировать за счет наклона мотоцикла, регулируя длину растяжек. При уводе вправо надо увеличить угол развала, при уводе влево — уменьшить.

Но при этом надо помнить, что чрезмерный наклон мотоцикла влево грозит потерей устойчивости при движении с пустой коляской, так что старайтесь не «завалить» мотоцикл больше, чем на три градуса. Наконец коляска правильно установлена и отрегулирована. Но перед тем как вы начнете выезжать на дороги, неплохо потренироваться в прохождении поворотов. Даже если вы имеете солидный опыт езды на мотоцикле-одиночке, езда на мотоцикле с коляской может преподнести вам сюрпризы. За рубежом существуют специальные школы, обучающие именно езде с коляской. За неимением подобных школ у нас рекомендуем хотя бы прислушаться к нашим советам.

Прежде всего, мотоцикл с коляской по сравнению с мотоциклом-одиночкой требует иной манеры вождения. На одиночке мы управляем не столько рулем, сколько наклоном мотоцикла. На мотоцикле с коляской все, наоборот: здесь главное — руль. При этом надо помнить, что резкое движение рулем в сторону коляски приводит к ее подъему! Особенности прохождения правых и левых поворотов связаны с нессиметричностью комбинации мотоцикл—коляска и тем, что центр тяжести находится в стороне от колеи ведущего колеса. Но эти конструктивные особенности можно использовать для улучшения управляемости.

Разберем вначале поворот влево. Двигаясь по дуге, коляска в этом случае идет по большему радиусу, как бы обгоняя мотоцикл. Следовательно, для того чтобы облегчить вхождение в поворот, необходимо притормозить передним тормозом или сбросить газ: при этом коляска будет «забегать» вперед и мотоцикл энергично потянет влево (см. рис. 1а). Более сложный случай — прохождение правого поворота, поскольку при этом колесо коляски норовит оторваться от дороги, что чревато опрокидыванием.

При повороте вправо по большей дуге идет сам мотоцикл, так что правые повороты надо проходить с постепенным набором скорости. Психологически эта рекомендация дается нелегко — кажется, что коляска поднимется и вы опрокинетесь. На самом же деле, если коляска будет «отставать» в повороте, она не будет давить на мотоцикл и стремиться его опрокинуть (рис. 1 6). Конечно, это не означает, что вы должны, не сбрасывая скорости, войти в поворот да еще «газовать» при его прохождении. Скорость надо снизить заблаговременно, до входа в поворот, чтобы в самом повороте можно было идти уже с разгоном.

Что делать, если вы не рассчитали скорость? Тормозите, пока вы едете по прямой, а перед самым поворотом торможение прекращайте и открывайте «газ». Если вы и в повороте будете тормозить, коляска наверняка начнет подниматься, и вам, чтобы не опрокинуться, придется выехать на встречную полосу и дальше в кювет со всеми вытекающими последствиями. Но если коляска вашего мотоцикла оснащена тормозами и они правильно отрегулированы, то действия могут быть иными: приближаясь к повороту, вы энергично тормозите всеми тормозами.

При входе в поворот вы отпускаете передний тормоз, прибавляете «газ» и притормаживаете ножным тормозом. Крутящий момент на заднем колесе должен быть чуть больше тормозного усилия, а вот колесо коляски затормозится, коляска начнет отставать, и поворот можно пройти на максимально возможной скорости. Даже если коляска начала подниматься, не сбрасывайте «газ» и тем паче не тормозите. Ведь и в таком положении вполне возможно устойчивое движение. Управляя рулем и «газом», вы благополучно завершите начатый поворот.

Надо только учесть, что когда я говорю «прибавить газ», это вовсе не означает, что его надо открывать «на всю дыру». Ручкой газа в повороте надо пользоваться с умом и умеренно. Вполне резонно можно возразить, что в критической ситуации на повороте не до тонкостей теории. Что же, это действительно так.

Но вывод следует совсем иной: надо тренироваться заранее! Рекомендую разметить «змейку» на ровной площадке, где нет движения. Попробуйте пройти ее несколько раз, наращивая скорость. Сбрасывая «газ» и притормаживая на левом повороте, «газуя» на правом, вы доведете этот прием до автоматизма. Научившись проходить повороты в «динамическом» режиме, вы сможете более тонко чувствовать мотоцикл, а это залог вашей безопасности на дороге.

(Автор: А. ГАРИН .источник журнал Мото)

уроки вождения мотоцикла с коляской

Самодельные мотоциклы