УСТРОЙСТВО МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛОВ «ИЖ»

В предыдущем материале мы рассмотрели устройство и процедуру разборки коробки передач мотоцикла Иж. Сегодня речь пойдет о сборке и регулировке этого агрегата. Детали разобранной коробки нужно хорошенько промыть в неэтилированном бензине или керосине и продефектовать, то есть определить степень их износа и возможность использования.

Возможны следующие повреждения, из-за которых детали следует заменять новыми: шестерни имеют сколы на рабочей поверхности зубьев, смятие кромок кулачков; вилки переключения изношены и на них видны следы перегрева (цвета побежалости); сальник вторичного вала пропускает масло; изношены втулки вторичного вала и подшипники. Из перечисленных деталей своими силами можно изготовить только втулки вторичного вала, кстати, они чаще всего и нуждаются в замене. Их можно выточить из бронзы ОЦС-6-6-3.

После запрессовки во втулках сверлят отверстия для смазки (по вторичному валу) и затем уже обрабатывают внутренний диаметр разверткой до получения зазора между втулкой и валом 0,03... 0,07 мм. При установке нового первичного вала диаметр втулок должен быть равен 17+0,019 мм. Теперь самое время отвлечься ненадолго от редуктора, то есть от шестерен коробки, и поговорить об устройстве механизмов переключения.

Конструкция механизма переключения мотоциклов «планетовского» ряда показана на рис. 2, а в таблице к нему дана применяемость деталей. Валики 4 вилок переключения передач, копирный вал 6, вал переключения 1 и сектор 2 устанавливаются свободно в соответствующие отверстия картера. Упор 12 механизма переключения передач крепится к картеру, и винты закерниваются. Вилки 5 и 8, непосредственно управляющие каретками, свободно надеваются на направляющие валики, а штыри вилок входят в пазы копирного вала 6.

Когда водитель воздействует на педаль 3 (предположим, нажимает), то тем самым он поворачивает на некоторый угол, закрепленный в педали вал 1. Вал, в свою очередь, поворачивает державку 10 собачек, и одна из них (в данном случае верхняя) упирается в паз и поворачивает сектор 2 (другая собачка в это время утапливается внутренним стаканом).

Сектор зубчатым зацеплением связан с копирным валом 6 и поворачивает его: при этом происходит перемещение вилок по пазам; вилки, в свою очередь, передвигают шестерни — происходит включение или выключение передачи, в данном случае включение первой. Для удержания копирного вала в нужном фиксированном положении на его левом конце сделаны пазы, в которые входит зуб фиксатора 7.

Самый глубокий паз на копирном валу соответствует нейтральному положению в коробке передач; при его включении фиксатор флажком касается контакта 9, и на щитке приборов загорается зеленая сигнальная лампа. В нормальное исходное положение педаль переключения возвращается под действием возвратной пружины 13. Чтобы обеспечить точное взаимное положение копирного вала и сектора, на них наносятся метки: точка у впадины зуба на валу и риска у зуба на секторе.

При сборке их необходимо совместить. С обеих сторон копирного вала устанавливаются специальные шайбы: одна, толщиной 1,35 мм (ее наружный диаметр 20, а внутренний— 10 мм) со стороны зубчатого торца и несколько тонких (диаметры те же), толщиной 0,2...0,3 мм каждая со стороны фиксатора. Тонкие шайбы должны обеспечить осевой зазор копирного вала в пределах 0,2...0,5 мм в собранной коробке.

Чтобы замерить эту величину, обычно вставляют копирный вал в отверстие в левой половине картера до упора, надевают на его правый конец упорную шайбу, кладут на место прокладку крышки коробки и саму крышку и предварительно стягивают половинки картера тремя-четырьмя винтами. Затем устанавливают на плоскость разъема жесткую линейку или угольник и замеряют расстояние между этой линейкой и упорной шайбой.

Оно должно составлять 0,2... 0,4 мм. Регулируется зазор, как мы уже отметили, тонкими шайбами, которые устанавливаются на левый конец копирного вала. Конструкция механизма переключения передач у двигателей «юпитерского» ряда несколько иная (рис. 3 табл. 2). Здесь вилки переключения имеют ступицы в виде втулок: ступицы надеваются на копирный вал 2 и их штифты входят в соответствующие канавки на нем.

Естественно, при этом отпадает надобность в направляющих валах. При воздействии на передний или задний конец педали переключения 1 на некоторый угол поворачивается закрепленный в ней шлицами вал 13 и связанный с ним поводок 8. При этом за счет специальных пазов в анкере 9 и стопора 11 анкер входит в зацепление с сектором 12 переключения передач и поворачивает его (а следовательно, и копирный вал 2) на некоторый угол, включая ту или иную передачу. 8 исходное положение педаль 1 возвращается под действием пружины 10.

Фиксация передачи осуществляется примерно так же, как на двигателе «Планеты»: на левом конце копирного вала сделаны пазы. При сборке важно изначально установить правильное положение копирного вала, обеспечить его осевой люфт в пределах 0,2...0,4 мм. Для этого вал устанавливают в левую половину картера, на плоскость разъема кладут жесткую линейку (угольник) и замеряют расстояние от линейки до торца бобышки копирного вала.

Оно должно составлять 51, 42...51, 84 мм. Регулируется эта величина шайбами, имеющими наружный диаметр 22 и внутренний 10 мм и толщину 0,2...0,3 мм. Шайбы устанавливаются на левый конец копирного вала. На правый конец помещается закаленная шайба толщиной 1,35 мм, имеющая соответственно диаметры 20 и 10 мм. Как и в случае с двигателем «Планеты», при сборке следует совместить метки на секторе и шестерне копирного рала: это будет соответствовать включенной четвертой передаче.

Положение вала 13 также далеко не безразлично: его осевой зазор должен находиться в пределах 0,1... 0,45 мм. Он регулируется шайбами 22X15,5 мм толщиной 0,3...0,4 мм. Их устанавливают между кулачком автомата выключения сцепления и шплинтом в правой крышке картера, предварительно ослабив болт кулачка автомата. Между контактом 6 нейтрали и фиксатором 7 при любой включенной передаче существует зазор около 1,5 мм, Он регулируется подгибанием язычка флажка (подвижного контакта). При нейтральном положении в коробке передач флажок должен быть плотно прижат к неподвижному контакту 9.

(Автор: Н.ПЕРЕРВА, зам. гл. конструктора. источник журнал Мото)

Механизм переключения передач силового агрегата ИЖ Планета

Механизм переключения передач силового агрегата "ИЖ Планета" (рис. 1)

Механизм переключения передач силового агрегата ИЖ-Юпитер

Механизм переключения передач силового агрегата "ИЖ-Юпитер" (рис. 2)

Самодельные мотоциклы