ЛИТЫЕ КОЛЕСА МОТОЦИКЛА «ИЖ »

На мотоцикле «ИЖ-7.107» в так называемой «пятнадцатой комплектации», помимо новой передней вилки мотоцикла Иж(«МОТО», № 1, 91) и дискового тормоза переднего колеса («МОТО», № 2, 91), устанавливаются литые колеса. Это первый отечественный мотоцикл, оснащенный такими колесами. В связи с этим представляется полезным не только рассмотреть конструкцию литых колес, но и порассуждать о причинах их появления, их преимуществах и недостатках.

Первое преимущество очевидно: стоит посмотреть на литое и спицованное колеса, как сразу же становится ясно, что изготовление первого гораздо более технологично. Судите сами: колесо отливается в кокиль из алюминиевого сплава АК9Т. Обод, спицы и центральная ступица — одна цельнолитая деталь! После ее механической обработки на колесо можно монтировать шину.

Надо ли говорить, насколько более трудоемок и длителен процесс ручной сборки спицованного колеса. Впрочем, это качество имеет значение для изготовителей мотоциклов, но не для их потребителей. Однако литое колесо легче и в обслуживании: не требуется периодически контролировать и регулировать натяжение спиц, его проще очищать от грязи. Литое колесо значительно жестче (особенно в боковом направлении) и прочнее спицованного.

Это особенно важно, когда применяется дисковый тормоз, создающий по сравнению с барабанным более высокие нагрузки на спицы. Но тут-то и кроется слабая сторона литых колес. Повышенная по сравнению с традиционным колесом, имеющим проволочные спицы, жесткость литого колеса в радиальном направлении может привести к тому, что при резких изменениях нагрузки (а на наших дорогах, изобилующих выбоинами и ухабами, они неизбежны) в нем появятся трещины. Именно по этой причине многочисленные попытки создать литые колеса для мотоциклов «эндуро» не увенчались успехом.

Если треснет отливка колеса, ее остаётся только выбросить. Спицованное же колесо после сильного удара нередко можно и отремонтировать: достаточно лишь заменить лопнувшие спицы, подрихтовать обод, за счет спиц выправить «овалы» и «восьмерки». В условиях дефицита запчастей, тенденция к уменьшению которого пока не наблюдается, эта особенность литых колес для наших мотоциклистов весьма актуальна. Какой же напрашивается вывод?

Литые колеса хороши для хороших дорог и больших скоростей. Если эксплуатировать мотоцикл вы собираетесь именно в таких условиях, то можете смело приобретать ИЖ-7.107-015— не пожалеете! Для сельских же мотоциклистов, частенько использующих мотоцикл и как «трактор», литые колеса — совершенно излишняя роскошь. На мотоциклах с коляской применение литых колес вообще недопустимо. Вот после такой преамбулы можно перейти к рассмотрению конструкции литых колес, Первое, что необходимо отметить,— на мотоцикле установлены колеса разной размерности.

Посадочный диаметр обода переднего колеса составляет 19", заднего— 18". Колеса разного диаметра установлены для обеспечения лучшей управляемости и устойчивости мотоцикла. (Прим. ред. Однако вряд ли мотолюбителям придется по душе такое решение. Ведь теперь в запасе надо иметь как минимум две шины, а не одну, как раньше. А какую из них взять с собой в путешествие?). Переднее колесо (рис. 1) состоит из отливки 12, на которую монтируется шина, состоящая из покрышки 10 и камеры 11. Центральная часть отливки является ступицей колеса.

В нее запрессованы два шариковых подшипника 26 (60303), между которыми находится распорная втулка 25. Правый подшипник (на рисунке он слева) с наружной стороны защищен от попадания в него пыли и грязи манжетой 27. Кромка манжеты работает по втулке 28. С левой стороны к колесу при помощи шести болтов 5 крепится тормозной диск 1. От выворачивания болты предохраняются тремя стопорными пластинами 6.

Колесо устанавливается между перьями передней вилки на оси 17, которая закреплена на правой подвижной трубе при помощи накладки 32 и четырех гаек 29, наворачиваемых на шпильки 31. В левой подвижной трубе ось фиксируется корончатой гайкой 18 и шплинтом 16. Между левой подвижной трубой вилки и левым подшипником колеса монтируется привод редуктора спидометра, состоящий из корпуса 20, двух шестерен — ведущей 21 и ведомой (она не показана); муфты редуктора 22. Стопорное пружинное кольцо 15 предохраняет ведущую шестерню от осевого смещения. Вращение от колеса на ведущую шестерню редуктора спидометра передается муфтой 22, которая фиксируется в ступице при установке в последнюю манжеты 23.

Манжета предохраняет привод редуктора спидометра, и подшипник ко- леса от попадания в них пыли и грязи. Заднее колесо (рис. 2) по присоединительным размерам полностью унифицировано со спицованным колесом. Последнее можно установить на мотоцикл вместо литого и наоборот. В отливку заднего колеса запрессовано кольцо тормозное 12. После механической обработки к центральной части отливки шестью заклепками 3 крепится втулка ступицы 11; в нее запрессовываются два шариковых подшипника 15 (60203) с распорной втулкой 10 между ними.

В остальном конструкция заднего литого колеса понятна из рисунка. Следует лишь отметить, точнее напомнить, что шина колеса имеет обозначение «3,50X18». Теперь рассмотрим порядок снятия и установки колес для проведения их технического обслуживания или ремонта. Что касается заднего литого колеса, то этот порядок ничем не отличается от того, к которому мотоциклисты привыкли.

Он достаточно прост и не требует дополнительного пояснения. Процесс снятия переднего литого колеса следующий. После того как мотоцикл установлен на центральную подставку и переднее колесо вывешено, отворачивают болт, фиксирующий гибкий вал 8 (рис. 1) привода спидометра в корпусе редуктора. Теперь вал можно отсоединить от редуктора. Затем расшплинтовывают гайку 18 крепления оси колеса и отворачивают ее (резьба левая). Ослабляют затяжку четырех гаек 29 крепления накладки 32. Вставив в отверстие на правом конце оси стержень подходящего диаметра и проворачивая с его помощью ось 17 вправо — влево, одновременно вытягивают ее на себя.

При этом другой рукой надо придерживать колесо, чтобы оно сразу не выскользнуло из вилки: это предохранит тормозные колодки от возможного повреждения.

ПЕРВОЕ ВАЖНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: никогда не нажимайте на рычаг ручного тормоза при снятом переднем колесе! Установка переднего колеса на мотоцикл производится в обратной последовательности. Если возникла необходимость заменить подшипники колес, то делать это надо следующим образом. После снятия переднего колеса со ступицы демонтируют привод редуктора спидометра, обе манжеты, муфту редуктора.

Затем справа вместо оси вставляют металлический стержень-выколотку диаметром примерно в два раза меньше, чем диаметр оси распорная втулка между подшипниками имеет возможность перекашиваться, поэтому околотку можно упереть во внутреннее кольцо левого подшипника. Легко постукивая молотком по выколотке и перемещая последнюю по окружности кольца подшипника, выбивают его из ступицы.

Правый подшипник выбивают, постукивая через выколотку подходящего диаметра по распорной втулке. На заднем колесе после выбивания левого подшипника вынимают распорную втулку, снимают наружное стопорное кольцо правого подшипника, после чего выбивают и его.

ВТОРОЕ ВАЖНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: при запрессовке новых подшипников ни в коем случае нельзя ударять по внутреннему кольцу подшипника! Необходимо использовать специальную оправку диаметром чуть меньше наружного диаметра подшипника. Перед установкой новых подшипников не забудьте, как следует набить их смазкой ЛИТОЛ-24 до полного заполнения пространства между обоймами! Следует помнить, что при выпрессовки и запрессовке подшипников ступица постепенно изнашивается, и плотность посадки подшипников ухудшается. Поэтому замену смазки в подшипниках надо производить, не выпрессовывая их из ступицы.

После удаления манжет колесо кладется на широкую емкость (тазик и т. п.). Поливая керосином или бензином подшипник, промывают его кистью с длинным жестким волосом. Затем колесо переворачивают и то же проделывают с другим подшипником. После промывки подшипники ополаскиваются чистым бензином и тщательно просушиваются. Хорошо промытый неизношенный подшипник должен вращаться легко и без заеданий. Промытые и просушенные подшипники набивают свежей смазкой.

(Источник журнал Мото)

Рис. 1. Переднее литое колесо: 1 — диск тормозной; 2 — болт; 3 — шайба; 4 — скоба тормоза; 5 — болт М8Х24; 6 — пластина стопорная; 7 — болт; 8 — гибкий вал привода спидометра; 9 — направляющая; 10 — шина С-76 (3,25-19); 11 — камера; 12 — колесо переднее; 13 — труба подвижная левая передней подвески; 14 — шайба 10; 15 — кольцо стопорное; 16 — шплинт 3,2X28; 17 — ось переднего колеса; 18 — гайка М14Х1.5; 19 — шайба 16; 20 — корпус редуктора спидометра; 21 — шестерня, ведущая редуктора спидометра; 22 — муфта редуктора спидометра; 23 — манжета; 24 — держатель муф¬ты; 25 — втулка распорная; 26 — подшипник 60303; 27 — манжета; 28 — втулка; 29 — гайка; 30 — шайба; 31 — шпилька; 32 — накладка; В, Г, Д — полости, заполненные смазкой «Литол-24».

Рис. 2. Заднее литое колесо. 1 — колесо с шиной; 2 — крышка декоративная; 3 — заклепка 6X20; 4 — ось колеса заднего; 5 — шайба; 6 — втулка распорная; 7 — растяжка левая; 8 — втулка опорная; 9 — гайка с сальником; 10 — втулка распорная в сборе; 11 — втулка ступицы; 12 — кольцо тормозное; 13 — гайка; 14 — кольцо стопорное; 15 — подшипник 60203.

Самодельные мотоциклы