КОРОБКА ПЕРЕДАЧ МОТОЦИКЛА «ИЖ »

Третьим звеном трансмиссии является коробка передач. Это общее название объединяет два механизма: редуктор и механизм переключения. Мы рассмотрим их оба. И начнем, как обычно, с устройства и по порядку. Но, прежде чем говорить об устройстве, попробуем ответить на простой вроде бы вопрос: а для чего вообще нужна коробка передач?

Дело в том, что, во-первых, довольно часто водителю приходится разрывать силовую цепочку, разъединять двигатель и заднюю передачу, чтобы прекратить передачу крутящего момента от двигателя на ведущее колесо: например, при пуске. Во-вторых, в зависимости от условий движения и нагрузки на двигатель водитель постоянно и в широких пределах вынужден изменять передаточное отношение в трансмиссии, чтобы получить необходимые крутящий момент на заднем колесе и скорость.

Для решения этих задач и служит коробка передач. Конструктивно редукторы коробок передач (КП) мотоциклов «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер» совершенно одинаковы, но имеют разные механизмы переключения. На их устройстве мы остановимся позже. А сейчас рассмотрим редуктор. Он располагается в одном картере с двигателем и сцеплением и работает в масляной ванне. Состоит редуктор (рис. 2) из первичного 3, промежуточного 2 и вторичного 10 валов и шестерен 7, 8, 9, 18, 19, 20 и 21. Сведения о составе и взаимозаменяемости деталей коробок передач приведены в таблице 1.

Первичный вал 3 изготовлен как одно целое с шестерней первой передачи 7 и установлен на двух опорах: левой является подшипник 5, запрессованный в гнездо, половины картера; правой служат втулки 11 вторичного вала 10. Внутри первичного вала имеется сверление, сквозь которое проходит шток выключения сцепления. НА левом конце первичного вала на шлицах установлен малый (ведомый) барабан сцепления.

На вал надеты шестерня 8, которая свободно вращается, и шестерня-каретка 9, которая может передвигаться по шлицам, и вращается вместе с валом. Шестерня 8 в осевом направлении перемещаться не может: с левой стороны ее фиксирует шестерня 7 первичного вала, с правой удерживают шайба и стопорное кольцо, вставленное в канавку вала. Между шестерней 9 и вторичным валом 10 также имеются стопорное кольцо и регулировочная шайба 16.

Вторичный вал изготовлен как одно целое с шестерней 10 и вращается на роликовом подшипнике 12, запрессованном в правую половину картера (на силовом агрегате «ИЖ-Юпитер») или в крышку коробки передач (на силовом агрегате «ИЖ-Планета»), Фиксируется роликовый подшипник стопорным кольцом, вставленным в канавку на его наружной обойме.

На шлицах правого конца вторичного вала установлена ведущая звездочка 14 задней передачи, закрепленная гайкой с левой резьбой. Поскольку в полости КП находится масло, выход вторичного вала уплотнен сальником 15 (между подшипником и звездочкой) и колпачком 13 (на гайке). Промежуточный вал 2 вращается на двух шариковых подшипниках: левый 1 запрессован в половину картера, правый 17 — в правую половину картера на «ИЖ-Юпитере», и в крышку коробки — на «ИЖ-Планете».

На промежуточном валу надеты: шестерня 21, свободно вращающаяся на левой шейке, шестерня-каретка 20, имеющая возможность перемещаться по шлицам и вращаться вместе с валом: шестерня 19, свободно вращающаяся на валу между двумя стопорными кольцами, ограничивающими ее осевое перемещение, и шестерня 18, надетая на шлицы зала и вращающаяся вместе с ним.

Изменение передаточных отношений (табл. 2) происходит за счет того, что различные шестерни вводятся в зацепление в разных комбинациях. В нашем случае это осуществляют подвижные шестерни-каретки 9 и 20, которые управляются специальными вилками, входящими в их проточки. Вилки же, в свою очередь, передвигаются копирными валами — основным элементом механизма переключения передач.

Первая передача. При ее включении шестерня-каретка 20 передвинется влево, кулачки на ее торцевой поверхности войдут в окна на боковой стенке шестерни 21, свободно сидящей на гладкой шейке промежуточного вала, но постоянно находящейся в зацеплении зубьями с малой шестерней 7 первичного вала 3. Так как шестерня-каретка 20 соединена с промежуточным валом шлицами, то, вращаясь теперь вместе с шестерней 21 как одно целое, она вращает и промежуточный вал. Тот, в свою очередь, будучи постоянно соединен шлицами с шестерней 10, через нее передает вращение шестерне вторичного вала 14 и дальше — звездочке главной передачи.

Таким образом, передача крутящего момента от первичного вала 3 будет происходить через его малую шестерню 7 шестерню 21, шестерню-каретку 20, промежуточный вал 2, шестерню 18, вторичный вал. Как это и показано на рис. 3, поз. I. Вторая передача. При ее включении шестерня-каретка 20 передвигается вправо и выходит из зацепления с окнами на большой шестерне первой передачи 21.

Но в это время подвижная шестерня-каретка первичного вала 9 передвигается влево и входит в зацепление с шестерней второй передачи 8, уже находящейся в зацеплении с шестерней 20. Поскольку последняя, как мы знаем, соединена с промежуточным валом шлицами, то она начнет вращаться вместе с валом. А дальше замыкание идет точно, как в предыдущем случае. То есть, передача крутящего момента осуществляется через первичный вал 3, шестерню-каретку 9, ее боковые кулачки — кулачки шестерни 8 — зубья шестерни 8—зубья шестерни-каретки 20 — шлицы промежуточного вала — промежуточный вал — шестерню 18 — шестерню вторичного вала 10. Что и показано на рис. 3, поз. II. Третья передача.

После того, как на двух предыдущих примерах мы детально рассмотрели принцип силовых замыканий, можно, вероятно, процесс изложения сократить. Шестерня-каретка 9 передвигается вправо и выходит из зацепления с шестерней 8. Одновременно шестерня-каретка промежуточного вала 20 также передвигается вправо и кулачками входит в зацепление с шестерней третьей передачи 19.

Передача крутящего момента пойдет по пути: первичный вал — шестерня-каретка 9 — шестерня 19 — ее боковые кулачки — кулачки шестерни 20 — шлицы промежуточного вала — шестерня 18 — вторичный вал (рис. З поз. III). Четвертая передача. Шестерня-каретка 20 передвинется влево и выйдет из зацепления с шестерней 19, а шестерня-каретка 9 сместится вправо и войдет в зацепление с шестерней вторичного вала 10. Крутящий момент с первичного вала будет передан непосредственно на вторичный, передаточное число равно 1 — поэтому нередко 4-ю передачу называют прямой (поз. IV на рис. 3). Нейтральное положение.

Шестерни-каретки промежуточного и первичного валов выходят из зацепления с шестернями коробки, и связь между первичным и вторичным валами оказывается прерванной (поз. Н на рис. 3). Выяснив, как работает коробка передач, рассмотрим теперь не менее важную тему: как разобрать этот узел. На силовых агрегатах «планетовского» ряда это делается довольно просто.

Если нет необходимости снимать первичный вал, то можно вообще обойтись неполной разборкой, то есть не снимать двигатель с рамы мотоцикла. Достаточно отсоединить правый глушитель с выпускной трубой, снять подножку водителя, педаль ножного тормоза, резиновые чехлы цепи с патрубков картера, слить масло из коробки передач, отвернув три винта, снять правую крышку картера, разъединить цепь, вынуть толкатель механизма выключения сцепления из первичного вала, снять крышку КП.

При полной разборке (со снятием первичного вала и осей вилок переключения) нужно выполнить все работы, перечисленные выше (кроме последнего пункта) и, помимо того, отсоединить левый глушитель с выпускной трубой, разобрать сцепление и моторную передачу, снять пусковой механизм. Затем вывернуть винты крепления крышки КП и снять крышку вместе со вторичным валом, стараясь не повредить прокладку.

Снять опорную шайбу копирного вала и регулировочную шайбу первичного вала, прокладку крышки и сектор переключения, вынуть механизм переключения и промежуточный вал, отвести фиксатор и вынуть копирный вал с регулировочными шайбами, запомнив их количество и расположение. Коробка передач силового агрегата «ИЖ-Юпитер» не имеет крышки, поэтому в любом случае, когда возникает необходимость «хирургического вмешательства», приходится разбирать двигатель. Если при этом нет причин вмешиваться еще и в его работу, то снимать цилиндры не следует.

Достаточно снять впускной патрубок карбюратора, отсоединить выпускные трубы, а впускные и выпускные окна закрыть чистой ветошью, чтобы предохранить от случайного попадания посторонних предметов. Затем снять двигатель с рамы, слить масло из коробки передач и полости выносного маховика, ослабить болт крепления маховика, снять правую крышку картера, кулачок автомата выключения сцепления, педали переключения передач и кик-стартера; вывернуть семь винтов, скрепляющих половины картера, и разъединить картер. Нормальная работа коробки передач может быть обеспечена только при условии, что все детали ее исправны, а регулировочные параметры не нарушены.

(Источник журнал Мото)

Рис. 1. Трансмиссия мотоциклов ИЖ: 1 —моторная передача; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — задняя передача.

Табоица 1. Состав редукторов коробок передач мотоциклов ИЖ

Рис. 2. Коробка передач мотоциклов ИЖ: 1 — левый подшипник промежуточного вала; 2 — промежуточный вал; 3 — первичный вал; 4 — регулировочные шайбы; 5 — подшипник первичного вала; 6 — стопорная пластина; 7 — шестерня первой передачи, сделанная заодно с первичным валом; 8 — шестерня второй передачи первичного вала; 9 — шестерня-каретка первичного вала; 10 — вторичный вал; 11 — втулка вторичного вала; 12 — роликовый подшипник вторичного вала; 13 — колпачок штока сцепления; 14 — ведущая звездочка задней передачи; 15 — сальник вторичного вала; 16 — регулировочная шайба вторичного вала; 17 — правый подшипник промежуточного вала; 18 — шестерня промежуточного вала; 19 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 20 — шестерня-каретка промежуточного вала; 21 — шестерня первой передачи промежуточного вала.

Если переключение передач требует больших усилий —это верный признак неисправности сцепления.

Когда передачи «выскакивают» — нарушена регулировка КП или изношены шестерни.

коробка передач мотоцикла Иж

Рис. 3. Схемы работы коробки передач.

Таблица 2 Передаточные числа коробок передач мотоциклов ИЖ

Самодельные мотоциклы