ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА МОТОЦИКЛА «ТУЛА»

Основными частями телескопии вилки Тулы (рис. 1) являются верхний 1 и нижний 2 мостики, правое 3 и левое 4 перья, валик 5 рулевой колонки, роль которой в данном случае выполняет корпус рамы 11. Валик 5 запрессован в нижний мостик 2 и составляет с ним единое целое. Через нижний 17 и верхний 10 подшипники и резьбовую втулку 6 он соединяется с рамой 11.

Защитное кольцо 9 предохраняет верхний подшипник 10 от попадания пыли и грязи, вымывания смазки. Верхний мостик 1 фиксируется на резьбовой втулке 6 пробкой 7, которая, в свою очередь, стопорится от отворачивания шайбой 8. Правое 3 и левое 4 перья неподвижно закреплены в мостиках болтами 14 с шайбами 15. На раме 11 в ее передней части приварен упор 1 2, а на нижнем мостике закреплены два ограничителя 13 (один из них не показан), которые ограничивают угол поворота телескопической вилки. На рис. 2 изображено перо вилки в разрезе.

Верхняя его часть, закрепляемая в мостиках, называется несущей трубой. Она воспринимает как статическую, так и динамическую нагрузки и поэтому изготовлена из высококачественной конструкционной стали. Поверхность трубы хромирована для предохранения от износа и коррозии. Нижняя часть пера — подвижная труба 2— перемещается относительно трубы 5. В подвижной трубе закреплена ось колеса.

Чтобы повысить комфортабельность езды и снизить динамические нагрузки на раму, эта труба должна иметь минимальную массу при сохранении высокой прочности. Поэтому она изготовлена из высокопрочного алюминиевого сплава. В нижней части подвижной трубы запрессован наконечник 19, к которому болтом 3 через шайбу 22 крепится стойка 1. Между гладкой цилиндрической поверхностью болта и внутренней поверхностью наконечника зажато уплотнительное резиновое кольцо 18. Наконечник также изготовлен из алюминиевого сплава.

Поверхность «Б» наконечника имеет коническую форму для того, чтобы при максимальном сжатии вилки не было жесткого удара (в конце хода давление жидкости плавно возрастает). При полном сжатии часть масла оказывается запертой и удара металла о металл не происходит. В нижней части несущей трубы 5 завальцован корпус 15 с клапаном демпфера 14.

Корпус клапана 15 запирает между торцевой поверхностью расточки, в которой он находится, и своим торцом кольцо 13 с тремя лысками. Гашение колебаний в клапанном узле при скольжении подвижной трубы 2. относительно несущей трубы 5 происходит за счет гидравлического сопротивления, которое появляется при перетекании масла через кольцевой зазор между корпусом клапана 15 и внешней цилиндрической поверхностью стойки 1.

Причем, поскольку при ходе отбоя клапан 14 частично перекрывает этот зазор, гидравлическое сопротивление при отбое многократно возрастает. Между поршнем 10, установленным на стойке 1 при помощи специального кольца 11, и кольцом 13 находится пружина отбоя 12, которая не допускает жесткого удара металла о металл при максимальном «выстреливании» (обратном ходе) вилки. На опорное кольцо стойки 1 опирается пружина 6, выполняющая роль упругого элемента. Пружина расположена внутри несущей трубы 5.

Верхний конец пружины поджимается резьбовой пробкой 4. Между пробкой и несущей трубой установлены уплотнительное резиновое кольцо 17 и металлическая прокладка 16. Между несущей и подвижной трубами установлен узел уплотнения, состоящий из двух манжет 8, отражателя 7, чехла 9 и кольцевой полости «А».

Этот ответственный узел стал предметом тщательной конструкторской проработки, в результате которой чехол 9 (рис. 3) стал двухкромочным; две манжеты 8 были заменены одной трехкромочной (рис. 4), что позволило устранить течь масла между трубами; отражатель 7 (рис. 5) выполнен из пластмассы, так что он играет роль запорного кольца; полость «А» стала как бы разгрузочным резервуаром для масла, просачивающегося между скользящей и несущей трубами и снимаемого манжетами. Эти доработки обеспечили надежную работу узла уплотнения.

Ось колеса в подвижной трубе 2 крепится стяжным болтом 20, гайкой 21 и гроверной шайбой 23 (рис. 1). 3 результате затяжки 2-миллиметровый технологический зазор уменьшается, и ось крепко зажимается в отверстии. Теперь несколько практических советов по эксплуатации и ремонту телескопической вилки. Испытания и опыт показали, что вилка работает надежно, однако, как любой сложный механизм, требует к себе внимания.

Надо следить за резьбовыми соединениями, при необходимости их подтягивать. Нужно не допускать утечки гидравлической жидкости, особо следить за сохранностью защитного чехла. Так как несущая труба не защищена от попадания грязи, рекомендую тщательно протирать ее влажной тряпкой после поездки, так как засохшая грязь действует на чехол и манжеты не хуже наждака.

Поскольку мотоцикл «Тула» предназначен в основном для эксплуатации в сельской местности, где рассчитывать на сервис не приходится, поговорим немного о порядке обслуживания и ремонте телескопической вилки. Первую замену гидравлической жидкости нужно провести сразу же после обкатки, т. е. через 2000— 2500 км. Дело в том, что во время обкатки интенсивно идет износ контактирующих друг с другом деталей (они прирабатываются), масло загрязняется мельчайшими частичками металла — продуктами этой приработки.

Если после обкатки масло не заменить, эти частички, словно абразивный материал, будут истирать поверхности. Следующую замену масла надо производить согласно заводской инструкции через 10 000 км. После каждой замены рекомендуется промыть перо вилки неэтилированным бензином и продуть досуха сжатым воздухом. Ремонт вилки производится, если детали изношены, и жидкость стала подтекать из-под манжет.

Потеря гидравлической жидкости при нормальной работе манжет не должна превышать 20 % от ее первоначального объема за пробег 10 000 км. Замену масла в перьях вилки нужно производить в следующем порядке. Снимите переднее колесо с тормозным барабаном и отверните пробку 4 неподвижной трубы 5, выньте пружину 6 (рис. 1). Отвертывая пробку, придерживайте ее во избежание «выстреливания» пружины.

Придерживая стойку 1 подвижной трубы 2, выверните болт 3 крепления стойки, слейте масло через отверстие под болт и вновь закрепите стойку болтом, поставив под головку болта резиновое кольцо 18. Залейте в каждое перо по 150 см3 амортизаторной жидкости, вставьте пружины и заверните пробки неподвижных труб. Снимать и разбирать перья без нужды не следует. А если уж без этого не обойтись, то делайте это так. Снимите переднее колесо с тормозным барабаном, ослабьте пробки неподвижных труб и снимите кронштейны фары.

Ослабьте болты крепления несущей трубы в нижнем и верхнем мостиках и легкими ударами (через деревянную подкладку) по пробке выбейте несущую трубу 5 из мостиков 1 и 2 (рис. 2). Выверните пробку 4, аккуратно ее придерживая, и выньте пружину 6 (рис. 1). Зажмите в тисках нижнюю часть подвижной трубы 2 и выверните болт 3 крепления стойки, придерживая ее от поворачивания. Слейте гидравлическую жидкость и выньте несущую трубу вместе со стойкой. Детали этого узла практически не изнашиваются, и поэтому разбирать его не следует.

Если же какие-то детали просто сломались, узел в сборе нужно заменить. Для этого, сжимая отражатель 7 по диаметру, выведите его борт из канавки и выньте отражатель; выпрессуйте из трубы 2 и при необходимости замените манжеты 8. В случае износа подвижной трубы по внутреннему диаметру или течи масла в соединении подвижной трубы с наконечником 19 всю сборку необходимо заменить. При повреждении резинового кольца 18 болта крепления стоики заменить кольцо. Если повреждено одно перо, нужно менять сразу оба, используя перья одной группы. Индекс группы нанесен на опорной площадке подвижной трубы у отверстия под ось колеса.

Сборка производится в обратном порядке. В перья необходимо заливать амортизаторную жидкость АЖ-121 или МГп-10 либо масло индустриальное И-20А. Наличие масляной пленки на неподвижной трубе в зоне работы манжет дефектом не является и влияния на уровень жидкости в вилке практически не оказывает, При создании новой передней вилки за основу была взята передняя вилка мотоцикла «Иж Планета Спорт», так что перья тульской вилки можно после небольшой доработки использовать на этом мотоцикле.

Для этого необходимо приобрести перья одной группы и расточить отверстие под ось в левом пере с диаметра 18, 6Н8 до диаметра 20Н8 (рис. 6). В правом пере (отверстие под ось колеса диаметром 17Н8) придется профрезеровать паз шириной 2 мм, просверлить отверстие диаметром 8,2 под стяжной болт и доработать опорные площадки под болт и гайку согласно рис. 6. Пружину лучше поставить от старой вилки мотоцикла «Иж Планета Спорт». Если пружина просела, достаточно под пробку поставить втулку длиной около 20—25 мм. Окончательно ее длина подбирается опытным путем.

(Автор: инженер П. ТИТОВ. источник журнал Мото).

передняя вилка мотоцикл Тула

Рис. 1. Перо вилки: 1 — стойка; 2 — труба подвижная; 3 — винт; 4 — пробка; 5 — труба несущая; 6 — пружина; 7 — отражатель; 8 — манжета; 9 — чехол; 10 — поршень; 11 — кольцо специальное; 12 — пружина отбоя; 13 — кольцо; 14 — клапан демпфера; 15 — корпус клапана; 16 — прокладка; 17, 18 — резиновые уплотнительные кольца; 19 — наконечник; 20 — болт М8; 21 — гайка М8; 22 — шайба; 23 — шайба гроверная; 24 — объем масла.

передняя вилка мотоцикла тула в сборе

Рис. 2. Передняя вилка в сборе: 1 — верхний мостик; 2 — нижний мостик; 3 — перо вилки правое; 4 — перо вилки левое; 5 — валик рулевой колонки; 6 — резьбовая втулка; 7 — пробка; 8 — стопорная шайба; 9 — кольцо защитное; 10 — верхний подшипник 778707; 11 — рама мотоцикла; 12 — упор; 13 — ограничитель упора вилки (второй условно не показан); 14 — стяжной болт; 15 — шайба; 16 — держатель троса тормоза; 17 — нижний подшипник 778707.

Рис. 3. Чехол.

Рис. 4. Манжета.

Рис. 5. Отражатель.

Рис. 6. Доработка перьев вилки для установки на мотоцикл ИЖ-ПС.

Самодельные мотоциклы