«ЯВА» БЕЗ АККУМУЛЯТОРА

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Идея смягчить последствия дефицита и избавиться от периодического ухода за аккумулятором, как говорится, витает в воздухе» и доказательством тому — грамотная и обстоятельная статья С. Савиновского «Ява» без аккумулятора», опубликованная в № 2 «Мото» за 1991-й год. В ней описана установка на «Яву» модели «634» бесконтактной без аккумуляторной системы зажигания от «Минска» или «Восхода».

Хочу немного дополнить эту публикацию применительно к модели «638», на которой такая система прошла испытания в двух сложных мотопоходах по горам и выдержала трехгодичную эксплуатацию в городских условиях. У «Явы-638» заводской генератор больше, чем у модели «634», поэтому установка «восходовской» системы облегчена — не нужно дорабатывать генераторную крышку картера, да и конструкция планшайбы проще. Ее (рис. 1) лучше изготовить из дюралюминия: и легче точить, и не нужны покрытия от ржавчины.

К картеру планшайбу подгоняем по месту, отпиливая ножовкой все лишнее. Установку датчиков осуществляем несколько другим способом, чем предложено С. Савиновским, хотя, в принципе, результат будет тот же. Высверливаем большим сверлом два установочных фиксатора крышки статора по бокам и снимаем ее. Теперь можно работать смело, не боясь повредить обмотки. Еще одно достоинство этого способа — не нужно пересверливать отверстие (паз) в роторе под центровочный штифт.

При сборке, после размещения датчиков, устанавливаем ротор в положение, соответствующее верхней мертвой точке. Посредством поворота крышки с датчиками устанавливаем один из них приблизительно против паза в магните ротора. Точная установка момента зажигания будет производиться позже. После этого фиксируем крышку закерниванием. При монтаже ротора под него надеваем на цапфу сначала «вескую» заводскую упругую шайбу, которая поджимает втулку манжеты, затем специально изготовленную втулочку (рис. 2) для центровки и упора этой шайбы и лишь затем закрепляем ротор.

Откручиваем все клеммы обмоток и на внешнюю сторону крышки статора приклепываем изготовленную из 1.5...2.5 мм стали пластину с прорезями и резьбовыми отверстиями для крепления двух датчиков. Тщательность разметки и изготовления пазов под датчики (пазы должны располагаться строго друг против друга) избавит вас в дальнейшем от необходимости регулировать зажигание для каждого цилиндра в отдельности, а также позволит проводить регулировку момента зажигания обоих цилиндров одновременно при работающем двигателе.

При такой установке прорезь одного датчика в пластине должна совпадать с уже существующей в крышке, а для второго датчика придется из крышки удалить лишний металл. После этого размещаем клеммы обмоток на свободных местах, просверлив для этого, где нужно, отверстия. Процедуры регулирования положения датчика и установки зажигания описаны в инструкциях для мотоциклов «Минск» и «Восход», а также в журнале «Мото» (91-2). Вместо двух электронных коммутаторов КЭТ-1, как было сделано у С. Савиновского, я устанавливаю самодельный коммутатор (рис. 3), имеющий меньшие габариты и вес, а также более высокую надежность за счет применения деталей, рассчитанных на напряжение 400 В вместо 160.

Соединение коммутатора со схемой посредством 6-штырько-вого разъема, его малые размеры позволяют использовать коммутатор как противоугонное устройство. всякий раз забирая его с собой. За все время эксплуатации — никаких замечаний. Просто мотоцикл заводился «с пол-оборота» и ни разу не потребовал, ни регулировок, ни замены каких-либо частей. В работе световых приборов, конечно, предлагаемая система проигрывает аккумуляторной. Впрочем, и это ощущается довольно редко.

(Автор: И. КСЕНОФОНТОВ, г. Москва канд. техн. наук)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Самодельные мотоциклы