САМОДЕЛЬНЫЙ МИНИ-МОПЕД "МИКРОБ"

«Микроб» — так шутливо назвал свой мини-мопед Борис Шарыпов, член автоконструкторской лаборатории Вологодского ДЮТ. Этот мини-мотоцикл мы задумали, прежде всего, как учебно-развлекательное механическое транспортное средство для детей дошкольного и младшего школьного возраста, умеющих ездить на двухколесном велосипеде.

При дополнительном оборудовании машины парой колес небольшого диаметра (справа и слева) мини-мотоцикл превращается в абсолютно безопасное транспортное средство для детей любого возраста. Теперь о конструкции. Перед тем, как непосредственно заняться изготовлением «Микроба», мы набросали на листе ДВП чертеж в масштабе 1:1, благо позволяли габариты.

В процессе работы все основные размеры брались непосредственно с этого чертежа, что оказалось очень удобным. При изготовлении использовали некоторые готовые узлы и детали: в частности, колеса от детского самоката, двигатель Д-6 от мопеда и руль от снегоката «Чук и Гек» (при желании последний можно сделать самостоятельно).

Рама мини-мопеда — хребтового типа. Для нее потребовалась труба диаметром 21 мм (1/2") имеющая два изгиба. К ней крепится рулевая колонка — труба диаметром 28 мм, с запрессованными с обоих ее концов втулками, выточенными на токарном станке из бронзы. Для прочности место сварки усилено уголком. В задней части хребтовой трубы приварены опорные уголки со стойками для крепления бензобака и сиденья.

Для установки заднего колеса служат пластины, вваренные в трубы зад- ней вилки. Кроме того, здесь предусмотрены крепления для глушителя, заднего крыла, подставки и ролика цепи. Сам ролик 0 30 мм выточен на токарном станке из латуни и служит для изменения направления движения цепи.

Передняя вилка состоит из поперечины — трубы 0 21 мм, с приваренной к ней посередине втулкой с отверстием, служащим для крепления стойки руля. С двух сторон поперечины приварены стойки, заимствованные от велосипедной вилки. К стойкам приварены подножки водителя и пластины крепления переднего колеса. Доработка руля от снегоката сводится к установке шайбы, которую необходимо приварить в соответствии с чертежом.

Мы ставили перед собой задачу уменьшить «Микроб» до минимально возможных размеров, в результате чего не осталось места для стандартного бензобака. Поэтому решили сделать его самостоятельно и разместить под сиденьем. Устройство показано на рисунке. Он спаян из белой (луженой) жести паяльником мощностью 100 Вт. В верхнюю часть бензобака впаяна горловина, в нижнюю вворачивается штуцер под бензошланг.

Крепится бензобак с помощью припаянных с боков скоб к стойкам рамы. Сверху он закрывается сиденьем, изготовленным из фанеры, поролона и искусственной кожи. Учтите, что сиденье опирается на стойки рамы, но ни в коем случае не на бензобак. И последнее. При монтаже двигателя Д-6 на хребтовую трубу рамы необходимо использовать дополнительные прокладки в виде распиленных вдоль цилиндрических втулок, поскольку посадочный диаметр креплений двигателя больше диаметра хребтовой трубы.

(Автор: А. КРЫЛОВ, руководитель лаборатории, г. Вологда)

Мини-мопед «Микроб»

Мини-мопед «Микроб».

Схема сборки мини-мопеда

Схема сборки мини-мопеда:
1 —рулевая колонка (стальная труба диаметром  28 мм), 2 — усиливающая косынка (листовая сталь толщиной 2,5 мм), 3 — хребтовая рама (стальная труба диаметром 21 мм), 4— задняя вилка (стальная труба диаметром 21 мм), 5— пластины крепления заднего колеса (стальной лист толщиной 2,5 мм), ( опоры седла и бензобака (стальной уголок 20 х 20 мм), 7 — стойки крепления бензобака (стальная полоса толщиной 3 мм), 8 — кронштейн крепления заднего крыла (стальная полоса толщиной 2,5 мм), 9 — кронштейн крепления подставки (стальная полоса толщиной 2,5 мм), 10— стойка крепления натяжного ролика (стальная полоса толщиной 2,5 мм), 11 —кронштейн крепления глушителя (стальная полоса толщиной 2,5 мм), 12 —накладка руля (листовая сталь толщиной 1 мм), 13—руль (труба диаметром 18 мм), 14 —шайба (стальной лист толщиной 4 мм), 15—передняя вилка (стальная труба диаметром 21 мм), 16 — крепежные пластины переднего колеса (стальной лист толщиной 2,5 мм), 17 — подножка  (стальная труба диаметром 21 мм), 18— подставка.

Топливный бак: 1 — корпус бака (белая жесть), 2 — заливная горловина (белая жесть), 3 — скоба крепления бака (белая жесть), 4 — штуцер (латунь), 5 —шайба, 6 — гайка с резьбой М10.

Сиденье (детали каркаса — фанера, подушка — поролон, обшивка — искусственная кожа).

 

Самодельные мотоциклы