САМОДЕЛЬНЫЙ ГРУЗОВОЙ МИНИ-МОКИК

Когда для дачных работ потребовалось хоть какое-то грузовое транспортное средство, решил его сделать на базе имевшегося в наличии старого, но еще не тянущего на раритет мини-мокика РМЗ-2.126 рижского мотозавода. Правда, «на базе» — не совсем подходит — от него тоже мало что осталось: рама, руль с передней вилкой да одно колесо.

Все остальное, вплоть до силового агрегата, пришлось подбирать и приспосабливать от другой подобной техники или делать самому. Силовой агрегат использовал от чехословацкого (теперь словацкого) мопеда «Ява-210». Этот двигатель рабочим объемом 49 см3 и мощностью 2,3 лошадиной силы при числе оборотов 5000 в минуту сблокирован с коробкой передач, сцеплением и генератором.

Механизм сцепления у этого агрегата очень своеобразный и интересный даже по меркам сегодняшнего времени: в нем два центробежных механизма управляют автоматическим переключением двухступенчатой коробки передач. Электрооборудование грузового мини-мокика (а соответственно, фара и сигнализация) — 12-вольтные. Глушитель к цилиндру двигателя приспособил от мини-мокика рижского мотозавода РМЗ-2.134 «Стелла».

Кстати, от другой машины того же завода — легкого мопеда РМЗ-1.413 — использовал подпружиненное сиденье и бензобак емкостью 5,5 литра. Переднее колесо — штатное с размером шины 3,00-10", а два задних — от другого такого же мини-мокика, но с иным, «более вездеходным», рисунком протектора. Грузовой модуль большей частью самодельный, поэтому о нем расскажу поподробнее.

Модулем эту часть машины называю потому, что его можно отсоединять полностью (в сборе) от рамы, а на его место устанавливать заднюю вилку с приводным колесом, преобразуя машину опять в обычный мини-мокик. Конструктивно грузовой модуль состоит из заднего моста, пространственного подрамника и кузова-бункера. Задний мост — полый вал, выполнен из стальной трубы наружным диаметром 42 мм.

Примерно посередине его, на ступице, закреплена ведомая большая 28-зубая звездочка цепной передачи Шаг цепи —12,7 мм (как у обычного дорожного велосипеда) По концам вала вставлены колесные полуоси. Ступица звездочки присоединена к валу двумя штифтами — болтами М6, вставленными в сквозные отверстия, просверленные одновременно в ней и валу.

Здесь же отмечу, что звездочка с обеих сторон прикрыта дюралюминиевыми дисками-ограничителями, не позволяющими цепи соскакивать с ведомой звездочки. Подобными дисками (только соответствующих размеров) оборудована и малая 14-зубая звездочка выходного вала силового агрегата.

Забегая вперед, скажу, что специального механизма натяжения цепи не делал, а ее регулировку произвожу небольшим перемещением самого силового агрегата в пазах кронштейнов крепления, при ослабленных болтах. Когда же цепь вытягивается значительно — убираю из нее одно-два звена. Балка заднего моста (а точнее полуоси колес) смонтирована в четырех подшипниках 80205, установленных в двух корпусах подрамника, о котором речь пойдет ниже.

Оба задних колеса — ведущие. Только одно (правое) посажено непосредственно на полуось, а другое — через обгонную муфту (доработана из бендикса стартера ВАЗ-2101). Подрамник грузового модуля сварной, изготовлен в основном из круглых тонкостенных стальных труб, взятых от старого велотренажера. Причем трубы не пришлось даже гнуть — использовал уже готовые радиусы.

Весь подрамник состоит из трех дуг, концы которых сходятся на двух подшипниковых корпусах, к которым они и приварены. Еще между собой дуги соединены распорками, косынками и стойками, вместе с которыми они образуют жесткий каркас кузовного подрамника.

Для подсоединения последнего к раме мини-мокика к передним частям дуг приварены четыре консоли из прямоугольных труб 40x25 с отверстиями на концах под крепежные шпильки М10. Жесткость соединения верхних и нижних консолей обеспечивается приваренными к ним подкосами. Кузовной подрамник к раме мини-мокика прикрепляется жестко (как, впрочем, и штатная вилка заднего колеса).

Амортизация осуществляется за счет пневматических шин задних колес. Кузов изготовлен из бункера тачки: он был разрезан вдоль пополам, а в середину вварена вставка из стального листа такой же толщины, что и у бункера (около 1 мм). Стыкуемые края и у листа, и у бункера были отогнуты под 90° вниз: после сварки они образовали ребра жесткости.

К ним по бокам приварены еще продольные элементы — лонжероны из квадратных труб сечением 20x20, а к лонжеронам впереди — такая же поперечина. Благодаря вставке ширина кузова получилась даже больше, чем длина, а объем составил около 0,2 м3 хотя нагружал в него порой легкий груз объемом и до 0,8 м3. Кузов прикреплен к задней дуге рамы шарнирно, благодаря двум стремянкам.

Между дугой и стремянками установлены резиновые втулки — они служат и подшипниками, и амортизаторами. В груженом состоянии кузов прижимается к подрамнику под тяжестью груза, а в порожнем — притягиваю их друг к другу ремнем. Для удобства разгрузки (особенно сыпучих материалов) к лонжеронам кузова спереди прикрепил дугообразный рычаг: с его помощью кузов можно просто опрокидывать, превратив мини-мокик в самосвал.

В первоначальном варианте «грузовичок» был сделан без всякого дифференциала между задними ведущими колесами. Но эксплуатация показала, что осуществлять повороты этого маленького транспортного средства ничуть не легче, чем и более габаритного, не имеющего этого механизма.

Тогда из бендикса жигулевского стартера изготовил обгонную муфту и вмонтировал ее в левое колесо: поворачивать стало легче, но только в одну (левую) сторону. Придется сделать такую же и в правое колесо. Тормоза грузового мини-мокика — штатные барабанные, только теперь с приводом на оба задних колеса. Управление тормозами осуществляется или от рычага, установленного на левой рукоятке руля, или от педали под левой ступней.

С этой целью рычаг и педаль соединены между собой тросом. Несмотря на небольшие размеры и маломощный силовой агрегат, мини-мокик способен везти кроме солидного водителя еще и 80 — 100 кг груза со скоростью до 30 км/час. Только расход топлива при этом по сравнению с пассажирским вариантом возрастает с 2,1 до 2,5 литра на 100 километров.

(Автор: Н.КРАСНОВ)

Геометрическая схема и компоновка грузового мини-мокика

Геометрическая схема и компоновка грузового мини-мокика: 1— силовой агрегат (от мопеда "Ява-210"); 2— переднее колесо (от мини-мокика РМЗ-2.126); 3—передняя вилка (от мини-мокика РМЗ-2.126); 4— поворотный сигнал (от мини-мокика РМЗ-2 130 «Люкс»); 5— фара (от мини-мокика РМЗ-2.126); 6— руль (от мини-мокика РМЗ-2.126); 7 —бензобак (от мопеда РМЗ-1.413); 8 —сиденье (от мопеда РМЗ-1 413); 9 —рама (от мини-мокика РМЗ-2.126); 10—электронный блок (от мопеда «Ява-210»); 11 — рычаг опрокидывания кузова; 12 — кузов (от тачки, модернизированный), 13— груз; 14 — глушитель (от мини-мокика РМЗ-2.134 «Стелла»); 15 — заднее колесо (от мини-мокика РМЗ-2.126. 2 шт.); 16 — приводная цепь (t = 12,7): 17 — подрамник кузова; 18 — педаль тормоза (от мини-мокика РМЗ-2.130); 19 — рукоятка «газа» (от мини-мокика РМЗ-2.126): 20 — рычаг тормоза (от мини-мокика РМЗ-2.126): 21 — балка заднего моста; 22 — лонжероны кузова (труба 20x20, 2 шт.)

Подрамник кузова (все круглые грубы от велотренажера)

Подрамник кузова (все круглые грубы от велотренажера): 1— нижняя дуга (труба диаметром 25): 2 — верхняя дуга (труба диаметром 25); 3 —задняя дуга (труба диаметром 25); 4 — распорки (труба 018, 6 шт.); 5 — корпус подшипника (сталь 45, круг 80, 2 шт.); 6 —косынка (стальной лист s2, 2 шт.); 7— боковая стойка (труба диаметром 25, 2 шт.): 8 — верхняя консоль (труба 40x25, 2 шт.); 9 —нижняя консоль (труба 40x25, 2 шт); 10 —подкос (труба 40x25, 2 шт.); 11 — передняя стойка (труба диаметром 25)

Кинематическая схема трансмиссии: 1 — силовой агрегат, 2— звездочка выходного вала (z =14): 3 приводная цепь, 4 —ведомая (приводная) звездочка (z =28); 5 —приводной вал: 6 — подшипник качения 205 (2 шт ), 7 — ведущее колесо (2 шт.): 8— роликовая обгонная муфта (доработанный бендекс от ВАЗ-2101)

Самодельные мотоциклы