САМОДЕЛЬНЫЙ МИНИ-МОПЕД "ГНОМИК"

Прежде чем приступить к работе над этим мини-мопедом , ее создатели — В. Тарануха, Н. Титов, М. Кушнырь и А. Рябовол — поставили перед собой задачу: сделать как можно более компактный мини мопед — спутник автолюбителя, то есть такой мини мопед, который можно было бы перевозить в багажнике автомобиля.

Выпускаемый в настоящее время отечественной промышленностью мини-мокик «Рига» не отвечает потребностям автолюбителей в машине такого класса, поскольку умещается лишь в багажном отделении автомобиля ГАЗ-24 «Волга» с кузовом «универсал». А таких машин, как известно, в личном пользовании очень немного. Поэтому и появился замысел создать мини-мопед, который мог бы поместиться в багажнике любого, подчеркиваем — любого! — отечественного легкового автомобиля.

Этот подход, наряду с традиционным для клуба стремлением максимально использовать готовые узлы, предопределил конструкцию «Гномика». Основной несущий элемент его — рама — взят от велосипеда «Десна», причем труба рамы отрезана и переставлена так, как это показано на рисунке. Это потребовалось для того, чтобы узел складывания рамы сместился к рулевой стойке. К раме приварены стандартные крепления двигателя Ш-58 от мопеда «Верховина», хотя возможна установка любого другого аналогичного двигателя.

Двигатель, подножки и задняя подвеска выполнены одним блоком. Наиболее интересно решена конструкция подвески. Микромотоцикл был задуман складным, поэтому амортизаторы от мотоцикла «Минск» пришлось расположить с одной стороны. Крепление колес — консольное. Маятниковая полувилка с узлом крепления оси заднего - колеса — это слегка изогнутое перо передней вилки мотоцикла «Восход». Из отрезка такого пера сделан маятник и передней подвески.

Роль передней полувилки играет толстостенная труба с наружным диаметром 22 мм. Оси колес — вставные, представляют собой отдельные детали, зажимаемые в хомутах маятников. Колеса, надетые на оси, в свою очередь, зажимаются гайками. В задней подвеске используются подшипники № 203, а в передней № 203 и № 304. Колеса для «Гномика» взяты от карта, их диски — литые, самодельные, по типу дисков карта. Применение широких колес малого диаметра придает облику машины еще большую миниатюрность.

Крылья от мини-мокика «Рига» несколько изменены с учетом меньшего диаметра колес. Тормоза установлены только на заднем колесе. Тормозной барабан и звездочка от мотоцикла «Восход». Своеобразный облик «Гномику» придает отсутствие глушителя традиционной формы. Вместо него установлен оригинальный, сделанный из фильтра мотоцикла «Минск».

Преимущества его очевидны: он разборный, что немаловажно для чистки, к тому же имеется возможность заглушить его дополнительно. На этом, пожалуй, и заканчивается перечень узлов и деталей, полностью изготовленных и частично доработанных. Все остальное — готовое. Топливный бак — от «Риги», багажник с «кошелкой» — велосипедный; руль тоже велосипедный — от «Десны», регулируемый по высоте; сиденье — от мини - «Риги», оно тоже регулируется.

Труба под сиденье взята от «Десны». Как видим, узлы и детали «Десны» очень популярны в «Клубе вечного поиска» и используются не только в приведенной здесь конструкции. Ряд стандартных узлов завершают велосипедная фара и стоп-сигнал от мотоцикла «Ява». Кронштейн крепления стоп-сигнала и заднего крыла является одновременно и ручкой для переноски «Гномика» в сложенном состоянии.

«Почти все детали «Гномика»,— говорит В. Тарануха,— приобретены в магазине или взяты от разукомплектованной мото - и велотехники (а попросту говоря, на свалке). Их суммарная стоимость, включая и стоимость всех работ по сборке машины, меньше розничной цены мини-мокика «Рига».

Преимущества же «Гномика» перед последним налицо. У харьковчан получилась меньшая по размерам (габариты 1210X938 мм), складная, изящная машина. Она сравнительно легко переносится одной рукой в сложенном состоянии, помещается в багажнике автомобиля «Запорожец», ее можно поднять в лифте в городскую квартиру, где она займет немного места.

Общий вид мини мопеда «Гномик»

Общий вид мини-мопеда «Гномик»: 1 — рама (переделка рамы велосипеда «Десна»), 2 — двигатель Ш-58, 3 — передняя подвеска (самодельная), 4 — задняя подвеска (самодельная), 5 — руль (от велосипеда «Десна»), 6 — багажник, 7 — топливный бак (мини-мокик «Рига»), 8 — сиденье (мини-мокик «Рига»), 9— глушитель (переделка фильтра мотоцикла «Минск»), 10 — колеса (от карта).

Передняя подвеска: 1 — гидравлический амортизатор от мотоцикла «Минск», 2 — полувилка (труба диаметром 22 мм), 3 — маятниковая часть (укороченная передняя вилка мотоцикла «Восход»), 4 — ось колеса, 5 — кронштейн крепления крыла.

Задняя подвеска: 1 — гидравлический амортизатор от мотоцикла «Минск», 2 — маятниковая часть (из передней вилки мотоцикла «Восход», с выгибом под колесо), 3 — ось колеса, 4 — система натяжения цепи.

Ось заднего колеса.

Ось переднего колеса.

Самодельные мотоциклы